Культура

От Костика и Мити до Бендера и Тарасова. Кому отказал Олег Меньшиков

Содержание:

Тринадцать лет назад Олег Меньшиков стал художественным руководителем Московского театра имени Ермоловой. Назначение это было неожиданно для многих, хотя и прежний худрук Владимир Андреев, просидевший в этом кресле сорок лет с перерывом, оставался почти на месте — его сделали президентом театра, которому он посвятил всю жизнь; такие рокировки тогда ещё не стали чем-то обыденным. Для Меньшикова театр Ермоловой не был незнакомым — он работал там пять лет, в конце восьмидесятых, как раз во время перерыва Андреева, да и потом от театральной деятельности далеко не отходил. И всё же у театралов имелись опасения, которые, впрочем, развеялись относительно быстро: были и новые спектакли, и новые лица, и, вообще, новый подход, который сделал этот театр немного, но другим, отличным от того, что был при Андрееве. Хотя и без скандалов не обошлось, среди которых и увольнения почтенных артистов труппы.

Пожалуй, в итоге это назначение огорчило лишь тех, кто любил Меньшикова как актера кино — после прихода на серьезную должность он резко сократил своё присутствие на экране. Среди тех, кому он отказал, был и Никита Михалков. Но так, конечно, было не всегда — в начале восьмидесятых Меньшиков не был таким разборчивым, как, впрочем, и полагается молодым артистам. Но своя звездная роль появилась в его послужном списке практически сразу.

​«Покровские ворота», 1982 — Костик

Когда Михаил Козаков задумал снимать фильм по пьесе Леонида Зорина, драматург получил право окончательного решения, кто из актеров сыграет студента Костика, рассказчика этой истории про коммунальную квартиру конца пятидесятых. Дело в том, что Зорин писал этого Костика с себя — именно он жил в коммуналке (правда, в конце сороковых) на Петровском бульваре, хорошо знал тех, кто стал прототипами героев его пьесы, так что именно он и должен был выбрать того, кто сыграет его в молодости. Перебирали, кстати, долго — претендовали Кирилл Козаков (сын режиссера), Андрей Ургант, Сергей Колтаков… но всё это было не то — и появление на пробах студента Щепкинского театрального училища Меньшикова оказалось буквально спасением для картины. У самого Меньшикова уже была за плечами пара небольших ролей — в том числе эпизод в «Родне» Никиты Михалкова, но именно Костик стал его звездной ролью.

​​«Утомлённые солнцем», 1994 — сотрудник НКВД Митя

В восьмидесятые и начале 1990-х Меньшиков был одним из самых востребованных молодых артистов, но у него не было ролей, которыми можно было бы затмить Костика из «Покровских ворот». И лишь новая работа у Михалкова — в фильме о судьбе репрессированного комбрига Котова (сам Михалков) — оказалась по успеху сравнимой с тем, что было после «Покровских ворот». «Утомленные солнцем» тогда получили Госпремию России, всерьез претендовали на главный приз в Каннах — но уступили «Криминальному чтиву» Квентина Тарантино, и остались лишь с Гран-при, — а также выиграли «Оскар» в иностранной номинации, в первый и последний раз в истории российского кино. Через много лет Меньшиков участвовал и в не слишком удачном сиквеле «Утомленных солнцем», где его герой дослужился уже до полковника НКВД, но это была совсем другая история.

​​«Кавказский пленник», 1996 — прапорщик Саня

В 90-е Меньшиков вообще играл много — и лишь в главных ролях. «Кавказский пленник» — это фильм Сергея Бодрова-старшего по мотивам рассказа Льва Толстого; ещё одну главную роль в картине сыграл сын режиссера, актер, телеведущий и режиссер Сергей Бодров-младший. Сам фильм был номинирован на премии «Оскар» и «Золотой глобус», а на российском фестивале «Кинотавр» Меньшиков и Бодров-младший разделили приз лучшему актеру.

​​«Сибирский цирюльник», 1998 — Андрей Толстой/кадет МакКрекен

Ещё одна совместная работа Меньшикова и Никиты Михалкова — снятая совместно с французами картина о царской России, приезде иностранного инженера и странной машине, которую нужно внедрить. Ну и о любви, конечно. В фильме 38-летний Меньшиков сыграл две роли молодых людей — русского юнкера Толстого, влюбившегося в американку, и их выросшего в Америке сына, которого показали через 20 лет после событий русской части картины. Кроме всего прочего, «Цирюльник» запомнился скандалом с «Оскаром» — его выдвинули на иностранную номинацию от России, но американские киноакадемии сняли ленту с рассмотрения из-за опоздания в прокат; в итоге фильм участвовал только в фестивале «Золотой Витязь», а по просьбе Михалкова его не рассматривали и на премии «Ника».

​​«Золотой телёнок», 2006 — Остап Бендер

В советское время режиссеры трижды подходили к произведениям Ильи Ильфа и Евгения Петрова об обаятельном авантюристе, который чтил Уголовный кодекс, и каждый подход дарил новый образ Бендера, который создали Сергей Юрский, Арчил Гомиашвили и Андрей Миронов. Уже в российском кино были новые попытки, но они оказались не такими яркими, как советские, так что для Меньшикова эта роль была, скорее, неудачей и даже провалом.

​«Легенда № 17», 2013 — тренер Анатолий Тарасов

Примерно в то время, когда Меньшикова назначили худруком театра Ермоловой, он снимался у Николая Лебедева в байопике знаменитого советского хоккеиста Валерия Харламова. Любопытно, что попал он в этот проект благодаря хитрости создателей картины; возможно, те были в курсе, как Меньшиков отказался сниматься у Михалкова в фильме «12» — просто не поверил в тот проект (его заменил Сергей Маковецкий). Ну а в «Легенде» ему предложили сыграть не Тарасова, но указали, что он может сам выбрать себе персонажа — и он всё же попытался примерить на себя неожиданную для его амплуа возрастную роль. Правда, актерского «Золотого орла» ему в том году не досталось.

Читать также:
Играли ментов, покупали наркотики. Актеры, которые нарушили закон

​​«Гоголь», 2017-2019 — следователь Яков Петрович Гуро

«Гоголь» — это серия фильмов, которые были сняты для телевидения, но при этом выходили в прокат; по сюжету знаменитый впоследствии писатель (его играл Александр Петров) вместе с опытным следователем (роль Меньшикова) отправляются в Малороссию, где происходит всякая чертовщина, ставшая в итоге основой для произведений Гоголя. Фильмы очень хорошо показали себя в прокате, и хотя Меньшиков старался не затмевать молодого Петрова, доля славы ему всё же досталась.

​​«Ваша честь», 2021 — судья Михаил Романов

До этого проекта Меньшиков старался не связываться с телевидением, предпочитая именно прокатное кино — даже в виде киносериала «Гоголь». Но в итоге он, видимо, понял, что времена изменились, и согласился сыграть главную роль в этом проекте, который был адаптацией американского сериала. Герой Меньшикова — неподкупный судья, который в одиночку воспитал сына; когда его наследник совершает преступление, судья оказывается перед серьезной нравственной дилеммой — помочь своему ребенку или же отдать его в руки правосудия.

Лучшие роли Олега Меньшикова в кино

Дебют актёра в кино состоялся в 1980 году в военной драме Сурена Шахбазяна «Жду и надеюсь» (1980 год).

Затем последовали эпизодические роли в фильмах «Родня» (1981) Никиты Михалкова и «Полёты во сне и наяву» (1982, на фото) Романа Балаяна. © www.globallookpress.com

Когда Меньшиков учился на последнем курсе театрального училища, режиссёр Михаил Козаков пригласил его на роль Костика в картине «Покровские ворота» (1982). Эта роль принесла актёру популярность и любовь зрителей.

В художественном фильме по мотивам одноимённой повести Василия Ливанова «Мой любимый клоун» (1986), Меньшиков сыграл молодого артиста цирка Сергея Синицына. © www.globallookpress.com

В фильме Петра Тодоровского «По главной улице с оркестром» (1986) он сыграл студента политеха Федю Королькова (Ф.С.). © www.globallookpress.com

В 1994 году он снялся в фильме Никиты Михалкова «Утомлённые солнцем». За роль Мити в фильме, ставшем лауреатом премии «Оскар», актёр получил Государственную премии РФ.

Роль прапорщика Сани в фильме режиссёра Сергея Бодрова-старшего «Кавказский пленник» (1996) была также отмечена Государственной премией.

В 1998 году Меньшиков снялся в фильме Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник», он сыграл юнкера Андрея Толстого. © www.globallookpress.com

В фильме «Статский советник», экранизации одноимённого романа Бориса Акунина, Меньшиков сыграл Эраста Фандорина.

В телесериале «Золотой телёнок» 2006 года по одноимённому роману Ильфа и Петрова актёр исполнил роль Остапа Бендера.

В сериале «Доктор Живаго» по роману Бориса Пастернака (2006) Меньшиков сыграл врача-интеллигента Юрия Живаго.

В байопике Николая Лебедева «Легенда № 17» (2012) артист сыграл культового тренера хоккейной команды ЦСКА — Анатолия Тарасова.

В фантастическом фильме режиссёра Фёдора Бондарчука «Притяжение» (2017) актёр сыграл роль полковника Валентина Лебедева.

Дебют актёра в кино состоялся в 1980 году в военной драме Сурена Шахбазяна «Жду и надеюсь» (1980 год).

Затем последовали эпизодические роли в фильмах «Родня» (1981) Никиты Михалкова и «Полёты во сне и наяву» (1982, на фото) Романа Балаяна. © www.globallookpress.com

Когда Меньшиков учился на последнем курсе театрального училища, режиссёр Михаил Козаков пригласил его на роль Костика в картине «Покровские ворота» (1982). Эта роль принесла актёру популярность и любовь зрителей.

В художественном фильме по мотивам одноимённой повести Василия Ливанова «Мой любимый клоун» (1986), Меньшиков сыграл молодого артиста цирка Сергея Синицына. © www.globallookpress.com

В фильме Петра Тодоровского «По главной улице с оркестром» (1986) он сыграл студента политеха Федю Королькова (Ф.С.). © www.globallookpress.com

В 1994 году он снялся в фильме Никиты Михалкова «Утомлённые солнцем». За роль Мити в фильме, ставшем лауреатом премии «Оскар», актёр получил Государственную премии РФ.

Роль прапорщика Сани в фильме режиссёра Сергея Бодрова-старшего «Кавказский пленник» (1996) была также отмечена Государственной премией.

В 1998 году Меньшиков снялся в фильме Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник», он сыграл юнкера Андрея Толстого. © www.globallookpress.com

В фильме «Статский советник», экранизации одноимённого романа Бориса Акунина, Меньшиков сыграл Эраста Фандорина.

В телесериале «Золотой телёнок» 2006 года по одноимённому роману Ильфа и Петрова актёр исполнил роль Остапа Бендера.

В сериале «Доктор Живаго» по роману Бориса Пастернака (2006) Меньшиков сыграл врача-интеллигента Юрия Живаго.

В байопике Николая Лебедева «Легенда № 17» (2012) артист сыграл культового тренера хоккейной команды ЦСКА — Анатолия Тарасова.

В фантастическом фильме режиссёра Фёдора Бондарчука «Притяжение» (2017) актёр сыграл роль полковника Валентина Лебедева.

Статьи по Теме

Кнопка «Наверх»