Один Домогаров на два Петербурга. Как снимали сериал «Марш Турецкого»
В начале 2000-х в России начался бум сериалов — многосерийные фильмы снимали буквально все телеканалы, рейтинги эти шоу имели огромные, а какие-то из них дожили и до наших дней. В основном, конечно, речь шла о криминальных боевиках и полицейских — вернее, милицейских, в соответствии с тогдашней спецификой, — расследованиях, потому что у всех в памяти был успех «Улиц разбитых фонарей». Вскоре появились и другие подобные сериалы — «Убойная сила», например, «Агент национальной безопасности» или «Тайны следствия», которые и сейчас регулярно выходят под Новый год. В число этих фильмов о криминальной составляющей российской действительности вошли и два проекта, стартовавшие в 2000 году, — «Бандитский Петербург» и «Марш Турецкого». Они оказались очень похожими — в основном, конечно, тем, что и там, и там главные роли играл Александр Домогаров.
Откуда взялся «Марш Турецкого»
Оба сериала — это экранизации популярных книг. «Бандитский Петербург» снят по серии романов Андрея Константинова, а в основу «Марша Турецкого» лег цикл, который издавался под фамилией писателя Фридриха Незнанского. У Незнанского было относительно бурное прошлое — он родился в 1932 году, окончил юридический институт, работал в прокуратуре, был адвокатом, а в 1977-м эмигрировал из СССР в США. На новой родине зарабатывал как разнорабочий, но потом сумел подружиться с писателем Эдуардом Тополем — и детективные романы «Журналист для Брежнева» и «Красная площадь» печатались под двумя фамилиями. Но особенно развернулся Незнанский к концу восьмидесятых и в девяностые — книги с приключениями следователя по особо важным делам Генеральной прокуратуры Александра Турецкого выходили регулярно и с пугающей частотой; в СМИ появлялись расследования, которые свидетельствовали — большинство из 180 с лишним томов написаны «литературными неграми», а от Незнанского там только фамилия…
Впрочем, никаких последствий эти расследования не имели. Уже в 1992 году режиссер Юрий Мороз снял фильм «Чёрный квадрат» — по роману Незнанского «Ярмарка в Сокольниках»; продюсером стал Сергей Жигунов, а роль Турецкого — тогда он ещё был следователем-стажером при прокуратуре города Москвы — исполнил Дмитрий Харатьян. А следующей экранизацией романов о Турецком стал сериал «Марш Турецкого», премьера которого состоялась осенью 2000 года, через несколько месяцев после выхода первого сезона «Бандитского Петербурга».
Как делали «Марш Турецкого»
Делать этот сериал взялся Михаил Туманишвили — режиссер опытный, ещё в советские времена снявший кассовые боевики «Ответный ход», «Случай в квадрате 36-80» и «Одиночное плавание». В перестройку у него вышла картина «Авария — дочь мента», не самый ужасный образчик тогдашней «чернухи», да и в российском кино Туманишвили не потерялся — выпустил фильмы «Волкодав», «Завещание Сталина» и «Крестоносец».
На главные роли он позвал известных в ту пору актеров. Домогарова зрители и так знали — он играл в «Гардемаринах» Светланы Дружининой , а также в сериалах по Дюма «Графине де Монсоро» и «Королева Марго». Ну и «Бандитский Петербург» был уже на подходе — сейчас актера знают в том числе и по роли журналиста Серёгина.
Владимир Ильин сыграл подполковника Грязнова из МУРа, а Борис Невзоров — начальника управления по расследованию особо важных дел Генпрокуратуры. На роль психолога Ирины — девушки Турецкого — позвали Марину Могилевскую; она тогда была не слишком известной именно как актриса, но телезрители знали её как ведущую. А роль начальника Московского уголовного розыска Романовой сыграла заслуженная Нина Русланова.
Локацией для съемок стал исторический центр Петербурга — район, где расположен храм Спаса на Крови. В последующем съемочная группа ездила и в Геленджик, и в Новороссийск.
Что получилось с «Маршем Турецкого»
В принципе, «Бандитский Петербург» ещё не был полноценным сериалом — первые шесть сезонов и назывались «фильмами», хотя и содержали от пяти до десяти серий. А «Марш Турецкого» уже создавался именно как телепроект, по всем канонам. В первом сезоне, к примеру, было 22 серии, разделенных на десять отдельных эпизодов-расследований. Но продержался он меньше — за три года вышло три сезона, а затем последовал долгий перерыв.
Дело было в Домогарове — актер посчитал, что уже показал в Александре Турецком всё, что мог, а сценарий нового сезона ему не понравился. Туманишвили тоже отошел от «Марша Турецкого» и занялся другими проектами, не такими громкими. И лишь через несколько лет продюсерам удалось уговорить Домогарова вернуться в четвертый сезон, который назвали «Возвращение Турецкого».
Что любопытно — после решения актера об уходе его персонажа было решено убить; отсюда и взрыв в конце последней серии третьего сезона. Но Турецкий действительно вернулся — в сериале его везение было объяснено не так подробно; в свое время Артур Конан Дойль уделил спасению Шерлока Холмса у Рейхенбахского водопада гораздо больше внимания. Впрочем, это было и неважно — поклонники «Марша» понадеялись, что их любимый герой возвращается к ним надолго.
Четвертый сезон «Марша Турецкого» и вправду был таким же длинным, как и предыдущие, — но в итоге вся история этой экранизации цикла произведений Незнанского об этом герое завершилась. Будет ли следующая — сейчас предсказать невозможно, но современное телевидение постоянно обращается к старым сюжетам за вдохновением.