Вот такая «Зимняя вишня». Как появился сюжет фильма Игоря Масленикова
Игорь Масленников был, пожалуй, единственным советским режиссером, сумевшим прославиться фильмами в двух несовпадающих жанрах. Конечно, так работали многие, но с хитами складывалось далеко не всегда. У Масленникова — сложилось. Первым была экранизация произведений Артура Конан Дойля о гениальном сыщике Шерлоке Холмсе — эта серия телекартин выходила на протяжении восьми лет и неизменно привлекала огромную аудиторию. Ну а то, что для отечественных зрителей перестали существовать другие Холмс и доктор Ватсон, кроме тех, которых сыграли Василий Ливанов и Виталий Соломин, было приятным бонусом — в том числе и для актеров.
А вторым прорывом Масленикова стала «Зимняя вишня» — вовсе не экранизация, мелодрама, снятая по давно лежавшему на студии «Ленфильм» сценарию, за который никто не хотел браться. Создатель «советского Холмса» взялся — и не прогадал. Но что более любопытно — в 1985-м, когда «Зимняя вишня» вышла в прокат и заняла там пятое место с 32,5 млн проданных билетов, никто не знал, что в основе этой простой истории о любви, супружеской неверности и предательстве лежат вполне реальные события.
Никакой главной роли
В принципе, эта версия получила распространение не так давно. В 2012 году актриса и режиссер Надежда Репина выпустила мемуары, которые скромно назвала «Всё к лучшему. История любви, которая легла в основу фильма „Зимняя вишня“». Репину широкая аудитория знала плохо, хотя она училась на вгиковском курсе Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, снималась с Василием Шукшиным и Анатолием Солоницыным и даже появилась у Эльдара Рязанова в фильме «Служебный роман» — правда, в небольшой роли сотрудницы статистического учреждения, где работают главные герои. Позже она получила ещё и режиссерское образование, сняла около семидесяти сюжетов для киножурнала «Ералаш». Но в своей книге Репина утверждала, что именно она была прототипом для героини «Зимней вишни» — и вообще должна была играть в этой картине роль Ольги.
Описанная ею ситуация была банальной донельзя. В 1974 году Репину позвали в массовку фильма «Звезда экрана»; фильм этот тоже не самый известный среди советского кинонаследия, хотя и снят по оперетте Андрея Эшпая. Главное — съемки проходили в Ялте, где Репина познакомилась со сценаристом Владимиром Валуцким; Валуцкий уже был известен в профессиональной среде — он написал сценарии к картинам «Начальник Чукотки» и «Семь невест ефрейтора Збруева». Оба — и Репина, и Валуцкий — были несвободны; она была замужем за своим сокурсником, режиссером Андреем Разумовским, у них недавно родился сын, а он был женат на актрисе с Таганки Алле Демидовой. Но искра пробежала, у пары начался роман, который продолжился и в Москве.
Репина развелась с мужем и начала ждать; она уверяла, что Валуцкий обещал уйти из семьи и жениться на ней. Но ничего подобного не случилось — их отношения продолжались 14 лет и закончились простым разрывом. А в 1980-м Валуцкий написал сценарий под названием «Зимняя вишня» — Репина писала, что этим названием та история тоже обязана ей. И ещё, по её словам, когда Масленников взялся за работу над фильмом, ей обещали главную роль — но обманули.
Фантазия на заданную тему
Сама история съемок «Зимней вишни» достаточно известна. Масленников, кстати, неслучайно обратил внимание на этот сценарий — Валуцкий писал сценарий для фильма «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», самого первого в цикле, так что продолжение их сотрудничества было закономерным. Да и никакой актрисы Репиной в планах режиссера не было — он хотел снимать в роли Ольги актрису Наталью Андрейченко, которая только что стала всесоюзной звездой после главной роли в музыкальном фильме Леонида Квинихидзе «Мэри Поппинс, до свидания» (сценарий к которому тоже написал Валуцкий). Ну а дальше последовала череда непредусмотренных форс-мажоров — Андрейченко влюбилась в австрийского режиссера Максимилиана Шелла и забыла про свои обещания Масленникову, режиссер очень быстро нашел сбежавшей звезде замену — малоизвестную тогда Елену Сафонову. Сергей Шакуров, который уже начал съемки в роли Павла, с Сафоновой сработаться не смог и уволился — пришлось экстренно получать согласие «доктора Ватсона», то есть Виталия Соломина… Снимали, впрочем, быстро — почти все локации нашли в Ленинграде и в окрестностях, под Выборгом.
Ну а дальше всё тоже известно — «Зимняя вишня» хоть и не стала лидером проката, уступив в том году «Самой обаятельной и привлекательной», но в сердца зрителей (и особенно зрительниц) запала очень глубоко. Сафонова тоже стала звездой, и затем они с Соломиным снялись в двух продолжениях этой истории. Масленников уже в российское время пытался снять четвертую часть, но так и не нашел финансирования; режиссер умер в 2022 году.
Что касается той истории с многолетней любовной интрижкой и возможными прототипами «Зимней вишни», то Репина выпустила свои мемуары, когда Валуцкий был ещё жив. Его, разумеется, спрашивали, насколько написанное актрисой правда, — он всё отрицал; по его словам, тот сценарий он написал по заказу за несколько недель, полностью всё выдумав, не используя никаких событий из реальной жизни. Он умер в 2015-м, Репина скончалась в мае 2025-го — правды сейчас не узнать, как не узнать, был ли у «Зимней вишни» какой-либо прототип, либо это действительно всего лишь вольная фантазия сценариста на заданную тему.