«Вы не знаете, что это такое — жить одной». Последняя роль Татьяны Дорониной
В 1985 году режиссер Георгий Натансон снял фильм «Валентин и Валентина», написав сценарий вместе с Михаилом Рощиным по его пьесе.
Созданная еще в 1970-м, пьеса с успехом шла во многих театрах страны. В 1971-м ее поставили Валерий Фокин в «Современнике» и Олег Ефремов во МХАТе. За ними последовали Георгий Товстоногов и Роман Виктюк.
Пробы Зудиной были неудачными
«Пьеса Рощина» — звучало как «знак качества». Натансон знал, за что берется. Он и сам уже был состоявшимся режиссером. Достаточно было снять «Старшую сестру» и «Еще раз про любовь», чтобы вписать свое имя в историю советского кинематографа.
В обеих картинах главную роль он отдал Татьяне Дорониной. Но когда приступил к съемкам «Валентина и Валентины», Татьяне Васильевне было уже за 50, и четыре последних года она не снималась. Играть 18-летнюю влюбленную девушку даже она, королева экрана 1960-х, не смогла бы. Режиссер доверил ей стать мамой Валентины. В реальной жизни Дорониной этой роли как раз и не было. Но сыграла она блестяще. Так же, как и «мама Валентина» Нина Русланова. Талантливые от природы, обе актрисы уже имели большой опыт работы на съемочной площадке.
Для Валентина и Валентины, то есть Николая Стоцкого и Марины Зудиной это было только началом кинокарьеры. Худсовет после неудачных проб был против кандидатуры студентки ГИТИСа — Натансон «отвоевал» ее. Однако и сама Марина сомневалась, что справится с ролью, не сразу согласилась сниматься. Да и Николай в 1985-м только окончил «Щуку». Тем не менее, они выполнили все поставленные режиссером задачи. Да еще как выполнили!
Молодые зрители верили, что такой и бывает первая любовь (не та, что в детском саду, но та, что уже в 18). Что именно так складываются отношения с матерями, которые часто не согласны с выбором дочери (сына).
«Первая любовь всегда плохо кончается»
Интеллигентная мать Валентины, которую бросил муж, считает, что дочь заслуживает лучшего парня. Ей самой двух детей помогала растить ее мать. «На нашей стороне опыт, горький, горький опыт», — говорит с характерным только ей придыханием Татьяна Доронина. Почему-то ей кажется, что ее Валю тоже бросит бедный студентик, и будет она так же несчастлива, как мать. Вердикт: не встречаться с этим мальчишкой! «Вы не знаете, что это такое — жить одной», — выдает она дочкам как нечто незыблемое.
И мать Валентина, проводница поезда, мечтает о другой невестке. После смерти мужа она одна растит троих детей. Но если Валентина с мамой и бабушкой владеют «трешкой», то семья Валентина из четырех человек обитает в коммуналке. Налицо — разность и в социальном, и в финансовом положении.
Недовольны сложившейся ситуацией с детьми обе. Хотя ребята — студенты, не бездельники. А любовь… она ж нечаянно приходит. Вот пришла к ним — и все тут! И хотят они не просто быть вместе — думают о свадьбе. Только куда там! На пути — сплошные препятствия, которые кажутся непреодолимыми. Валентин даже сомневается в том, что любимая выдюжит.
«Первая любовь всегда плохо кончается», — говорит Валентина.
Она в курсе истории, произошедшей с ее старшей сестрой Женей (Лариса Удовиченко). Когда-то она тоже была влюблена, и мать тоже была против. Женя рассталась с любимым, вышла за того, кто нравился маме. А любила все равно того, первого. И бегала к нему тайком. Пока муж не узнал. И не подал на развод. Так Женя осталась у разбитого корыта. Неужели такой же участи хочет мать и для Вали?
«Нет, первая любовь не кончается никогда», — считает Валентин.
«Любите ли вы театр, как люблю его я?»
По рассказу Георгия Натансона, он сразу задумал снимать современную историю Ромео и Джульетты (только со счастливым концом), хотя Михаил Рощин видел ее в стиле ретро. Для него было счастьем снова встретиться в работе с Татьяной Дорониной. Как вспоминал режиссер, актриса «была по-прежнему ответственна, требовательна к себе, к своим партнерам». И даже к нему — главному человеку на площадке.
По поводу Нины Руслановой Натансона предупреждали: она трудная, капризная. Но, похоже, он этого не заметил. Работалось ему с ней замечательно.
«Счастлив, что в моей картине впервые раскрылась очаровательная… Марина Зудина, ныне народная артистка России», — говорил Георгий Григорьевич.
В ролях второго плана и в эпизодах снялись Петр Щербаков, Юрий Васильев и даже 84-летняя Рина Зеленая.
Многие актеры потом снимались, кто-то параллельно играл в театре. К сожалению, ушли из жизни Петр Щербаков, Юрий Васильев, Рина Зеленая, Нина Русланова, Люсьена Овчинникова, Валерий Хлевинский, Зинаида Дехтярева.
Для 52-летней Татьяны Дорониной роль мамы Валентины в фильме Натансона стала последней в кино. Спустя два года в Московском Художественном театре случился раскол — Татьяна Васильевна ушла на Тверской бульвар и прослужила во МХАТе им. Горького три десятка лет. Театр заменил ей дом, семью, детей.
«Любите ли вы театр, как люблю его я? То есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением…» — этот страстный монолог давно ассоциируется не с критиком Белинским, а с актрисой Дорониной. Хоть и произносит она его в другом фильме Натансона.
Пять раз Доронина выходила замуж. Без любви, уверяла, никогда не жила. Только родить так и не смогла. И праздником всегда считала работу, которая давала смысл всему.
Сегодня нет и этого. 92-летняя народная артистка СССР Татьяна Доронина доживает дни в геронтологическом центре.