Колхоз, инсульт, бездетность. Почему звезда «Интердевочки» сбежала в деревню
Содержание:
В этом году у Татьяны Агафоновой двойной юбилей. 8 октября актрисе исполняется 60 лет. А комедии «Одиноким предоставляется общежитие», где она дебютировала в роли бойкой толстушки Лизы, — 40.
«Ох и язва ты, Лизавета! Век тебе женихов не видать», — говорит ей в фильме новый комендант общежития Виктор Петрович (Александр Михайлов).
Суеверные актеры боятся умирать в кадре, ложиться в гроб — мол, тут и до реальной беды недалеко. Но получается, что и Александр Михайлов фразой своего героя напророчил Татьяне горькую судьбу.
В 14 лет узнала, что «мама» — это бабушка
Женихи, правда, были. А замуж Татьяна так и не вышла. Даром, что еще в школе «романилась». Но парень погиб в Афганистане. Были и потом предложения руки и сердца. Только мужчины попадались не те, с которыми хотелось и в огонь, и в воду… И до последнего вздоха…
«Я большая река, а ко мне щепки прибивало», — с юмором как-то призналась актриса. И добавляла, что мужчины хотели, чтобы она сидела дома и щи варила. Но это не ее вариант семейного счастья.
Сильной Тане пришлось стать еще в детстве. Родители погибли, когда ей было 9 месяцев, а маминой маме — 48 лет. Она и стала девочке матерью. «Мы жили в Москве, но каждое лето уезжали в тверскую деревню Залазино, — рассказывала мне Татьяна. — Там моя корневая система: дядьки, тетки, двоюродные и троюродные братья, сестры… Со временем купили там избушку, бабушка готовила в русской печи, пекла хлеб…»
Когда Тане исполнилось 14, «добрые» люди в Москве сказали, что ее «мама» — на самом деле бабушка. А когда перед смертью она попросила положить ее в родовую могилу, Татьяна приехала в деревню и поняла, что это мир, где можно… спрятаться. «Меня там все знали, я была своя. И никогда не вела себя как звезда».
Хотя могла ведь! Сегодня в фильмографии Агафоновой — восемь десятков картин. Но первую порцию славы она получила сразу после дебюта. Картина прошла успешно, хотя получила не только положительные, но и отрицательные отзывы — в основном от работниц фабрик, которые считали, что одинокий человек необязательно несчастный.
Снималась порой только ради денег
«На картине был потрясающий бабский коллектив! — вспоминала Татьяна. — Многие девчонки тогда только входили в профессию. А рядом были старшие коллеги — Александр Михайлов, Наталья Гундарева, Тамара Семина».
Агафонова училась у них, открыв рот. Тогда же педагог Василий Марков в Школе-студии МХАТ сказал: «Ты будешь актрисой. Но судьба будет сложной».
Спустя несколько лет после комедии выстрелила «Интердевочка». Популярность всех «девочек» из фильма зашкаливала. Кинокарьера Агафоновой уверенно шла в гору. А в 1990-х все рухнуло.
Фильмы, если и производились, то такого качества, что сниматься в них было стыдно. Впрочем… «Если у тебя в одном месте моторчик, всегда придумаешь, как заработать», — была уверена Агафонова.
Она не скрывает, что иногда сидела на хлебе и воде. Что снималась порой исключительно ради денег. Художник-оформитель, продавец колбасы, автослесарь, ведущая телепередачи «Аптека»… Чем только не приходилось заниматься актрисе, пока однажды она не стала… председателем колхоза в тверской деревне, где выросла. Коллеги и знакомые тогда немало удивились таким метаморфозам в ее жизни. Но…
«Не принято было растить дитя без мужа»
«Наверное, в тот момент было лучше работать на земле, чем сниматься в фильмах, которые предлагали. Была и другая причина. В тот период как раз умерла бабушка, которую я всю жизнь звала мамой… Словом, когда родной колхоз сказал: „Таня, надо“, я пошла. Хотя территория была больше, чем у Мальты: 12 900 га (почти половина — леса)… Выучилась на юриста, получила экономическое образование в сельхозакадемии. И проработала председателем колхоза 7 лет…»
А дальше была трагедия. Надорвавшись в жестких, непривычных для себя условиях, в 43 года она свалилась с инсультом. Год выкарабкивалась, сильно сдала, потеряла 50 кг. Но выдюжила.
Она ни о чем не жалеет. Даже о том, что не стала матерью. «Раньше это было не принято — растить дитя без мужа. Потом стало поздно. А теперь думаю: значит, так надо — ветвь этого дерева должна отдохнуть».
Татьяна уверена, что ее судьба — кино. Она ведь снималась, даже работая в колхозе. Просто ролей было меньше. И были они в основном эпизодические. Главные-то ей всего два или три раза в жизни предлагали.
«Это меня как раз не волнует. Достаточно вспомнить Фаину Раневскую. Плохо другое — материала, как раньше, сейчас практически нет».
«Есть время просто пожить»
Уже много лет Татьяна Ивановна живет в деревне, собственноручно выращивая все, что можно: баклажаны, брюкву, виноград, арбузы. «Ничего сложного нет, — говорит. — Просто надо знать технологии». А про то, как успевать и в кино сниматься, и огород не забрасывать, отвечает: «Бегать надо быстрее». Еще уметь планировать. Например, в путешествие покупать билеты за полгода. В музеи ходить, когда там свободное посещение. Главное — вовремя узнавать об акциях.
«Слава Богу, сейчас есть время просто пожить. Почитать. Навязать всем на зиму носков и жилеток. Наступил момент, когда можно войти в режим земли. Солнце встало, петухи пропели — ты проснулся, умылся колодезной водой. Сел на веранде. Послушал птиц. Посмотрел, как растет привезенный тобой из Горного Алтая кедр. Вытащил из погреба соленья, колбаску домашнюю… Знаете, организм уже так привык к натуральной еде, что московскую пищу не принимает. Гости приезжают — ложку не могут отложить…»
Вот оно — счастье! И другого ей не надо.