От Фрейндлих до Пеговой. Посмотрите на самых ярких мам российского кино
Содержание:
Кому из прославленных актрис удались роли матерей? Ответ на этот вопрос попытался найти киноканал «Русский Бестселлер», приурочив свой опрос ко Дню матери.
В основу рейтинга, который представляет aif.ru, легли результаты анализа кинопремьер, кассовых сборов, зрительских оценок на киноресурсах, а также списки номинантов и лауреатов главных кинопремий страны за три последних десятилетия.
1.«Приходи на меня посмотреть» (2000 г.).

На вершине рейтинга — единственная режиссёрская работа Олега Янковского «Приходи на меня посмотреть». В центре сюжета — Софья Ивановна (Екатерина Васильева), прикованная к креслу женщина, которая живёт с дочерью и терзается мыслями о её одиночестве после своей смерти. Лента, созданная по пьесе Надежды Птушкиной «Пока она умирала», своим названием обязана романсу на стихи Ахматовой, звучащему в самых важных эпизодах.
2. «Мама» (1999 г.).

На второй позиции — картина Дениса Евстигнеева «Мама». Это история Полины (Нонна Мордюкова), оставшейся с шестью детьми после гибели мужа. Чтобы спасти семью от нищеты, она создаёт фольклорный ансамбль, а затем решается на угон самолёта в надежде на лучшую жизнь за границей. Эта роль стала последней в карьере легендарной актрисы, а сюжет основан на реальной попытке угона, организованной семьёй Овечкиных в 1988-м году.
3. «Родители строгого режима» (2022 г.).

Бронзу рейтинга получает комедия «Родители строгого режима» Никиты Владимирова. Героиня Алисы Фрейндлих, Вера Литвина, верит в силу поступков, а не слов. Когда её сын-мэр оказывается в центре коррупционного скандала, она вместе с мужем запирает его дома, чтобы перевоспитать. Интересно, что режиссёр фильма приходится актрисе внуком.
4. «Карп отмороженный» (2017 г.).

Четвёртое место у трагикомедии Владимира Котта «Карп отмороженный». Пенсионерка и бывшая учительница Елена Николаевна (Марина Неёлова), узнав о смертельной болезни, решает самостоятельно организовать свои похороны, чтобы не обременять сына. Фильм был отмечен призом зрительских симпатий на ММКФ, а Неёлова получила номинацию на «Золотого орла».
5. «Мамы» (2012 г.).

На пятом месте расположился киноальманах «Мамы», состоящий из восьми новелл разных режиссёров. Роли матерей исполнили звёздные актрисы: Анастасия Заворотнюк, Нина Русланова, Светлана Ходченкова и другие. Все истории объединены сюжетным ходом: из-за сбоя связи в День 8 Марта сыновья вынуждены поздравить своих мам лично.
6. «Чук и Гек. Большое приключение» (2022 г.).

Шестой в списке — приключенческий фильм Александра Котта «Чук и Гек. Большое приключение». Юлия Снигирь играет энергичную и любящую маму, которая отправляется с сыновьями в тайгу к мужу-геологу, не зная, что дети порвали его телеграмму об изменении маршрута. Сюжет основан на произведении Аркадия Гайдара.
7. «Горько!» (2013 г.).

Седьмую строчку занимает свадебная комедия Жоры Крыжовникова «Горько!». Конфликт между поколениями разворачивается вокруг формата торжества: молодожёны хотят современную свадьбу, а их мамы (Юлия Сулес и Елена Валюшкина) настаивают на традиционном застолье. Валюшкина за свою роль была номинирована на «Золотого орла».
8. «Смотри на меня!» (2024 г.).

Восьмым стал фильм Владимира Грамматикова «Смотри на меня!» — история о матери Нине (Александра Урсуляк), которая в послевоенные годы едет с четырьмя детьми из Свердловска в Москву на поиски пропавшего мужа. Эта картина, основанная на детских воспоминаниях режиссёра, принесла Урсуляк премию «Золотой орёл».
9. «Тёща» (2023 г.).

На девятом месте — комедия Аскара Узабаева «Тёща». Лариса Гузеева играет успешную начальницу ЖКХ, довольную жизнью, но не способную найти общий язык с зятем. Актриса отмечает, что её героиня — собирательный образ, и на неё саму она совсем не похожа.
10. «Родные» (2021 г.).

Замыкает топ роуд-муви Ильи Аксёнова «Родные». Ирина Пегова создала образ доброй и всепрощающей матери семейства Карнауховых, которая поддерживает мужа, решившего воплотить свою мечту о выступлении на фестивале бардовской песни, узнав о своём неизлечимом диагнозе.