Одинаковы с лица. Актеры, которые играли несколько ролей в одном фильме
Содержание:
Актерская профессия предполагает перевоплощение в самые разные образы, возможно, в рамках неких амплуа, но даже так актеры стараются играть свои роли по-разному. У многих это получается, например, сравнивать Юрия Никулина в роли Балбеса и его же Горбункова из комедий Леонида Гайдая и Никулина в ролях милиционера Глазычева из «Ко мне, Мухтар», рядового Некрасова в «Они сражались за родину» и военкора Лопатина в «Двадцать дней без войны» решительно невозможно — словно разные люди играют там и там.
Но иногда по сюжету необходимо, чтобы один актер играл сразу двух или даже больше персонажей. Иногда из этой ситуации выходят с помощью близнецов — как в детских фильмах «Королевство кривых зеркал» и «Приключения Электроника». Но чаще на съемочной площадке перевоплощается один актер, а его появление в двух лицах в одном кадре обеспечивают специалисты по комбинированным съемкам.
Юрий Яковлев, «Иван Васильевич меняет профессию», 1973
Наверное, самый известный случай «раздвоения» одного актера на две роли, которые абсолютно не похожи друг на друга. Управдом Бунша в фильме по пьесе Михаила Булгакова — человек относительно мягкий, даже пугливый, хотя и уже вкусивший власть над жильцами вверенного его попечению дома. А царь Иван Грозный — властный повелитель Русского царства, первый самодержец на московском троне, причем уже во второй половине жизни (события исторической части фильма традиционно относят к началу 1570-х годов). У Яковлева получилось создать оба образа очень правдоподобно — и цитаты обоих сыгранных им героев ушли в народ. Любопытно, что у него уже был похожий опыт — в фильме «Король-олень» два персонажа меняются телами, и Яковлеву с Сергеем Юрским (они играли короля Дерамо и злодея Тарталью) пришлось буквально «играть» друг друга, а потом и озвучивать новых персонажей.
Олег Даль — «Тень», 1971
В этом фильме по сказке Евгения Шварца Даль тоже воплотил две противоположности — влюбленного в принцессу ученого Христиана-Теодора и его тень, лживое и жестокое создание, которое называло себя Теодор-Христиан. Справился актер на «отлично».
Георгий Милляр — разные роли в сказках Александра Роу
Этот актер по праву считается «всесоюзной Бабой Ягой» — он играл этого персонажа в нескольких фильмах-сказках Роу и создал по-настоящему канонический образ. Но в некоторых картинах этого режиссера у Милляра было сразу несколько ролей, причем очень разных. Например, в «Василисе Прекрасной» 1939 года актер сыграл, помимо Бабы Яги, ещё и гусляра со стариком-отцом, в «Кащее Бессмертном» (1944) был не только Кащеем, но и старичком, а в «Огонь, вода и… медные трубы» (1967) — Кащеем, пожарным и, конечно, Бабой Ягой.
Андрей Миронов — «Трое в лодке, не считая собаки», 1979
В книге британского писателя Джерома Клапки Джерома, по которой снят фильм, много отсылок к прошлым событиям, которые связаны с тремя главными персонажами очень опосредовано. Режиссер Наум Бирман решил связать все эти сцены сквозным персонажем — его и играл Андрей Миронов. Он снялся в роли писателя (Джи), который пишет историю, сыграл смешную старуху миссис Байкли, дядюшку Поджера, который вешал картину, а так же хозяина таверны и пьяного рыбака. Фильм, правда, фурора не произвел — даже с таким приемом соревноваться в юморе с оригиналом оказалось сложно.
Валерий Гаркалин и Вера Алентова, «Ширли-Мырли», 1995
Бонус: Игорь Ильинский в фильме «Эти разные, разные, разные лица»
Конечно, перебить рекорд Кроликовых весьма сложно, поскольку точное их количество неизвестно. Но если не брать этот случай, то рекордсменом можно считать советского актера Игоря Ильинского — бюрократа из фильмов «Волга-Волга» и «Карнавальная ночь» и Кутузова из «Гусарской баллады». В 1971 году он стал сорежиссером сборника киноновелл по рассказам Чехова, в котором сыграл всех действующих лиц — 24 персонажа! Фактически в фильме играл только он — несколько героинь, лиц которых не видно, не в счет.