Хроника, цифры и живые люди. О чем документальный фильм «Победа»
Эти кадры включали в художественные и документальные фильмы, они увеличивали достоверность показанного на экране, наглядно иллюстрировали закадровый текст. Уже в наше время стал популярен жанр художественно-документального кино, в котором к старым кадрам добавляют игровые сцены, сыгранные актерами, — получается своего рода дополненная реальность. Одним из первых российских опытов в этом жанре был документальный фильм «Великая война» 2010 года, созданный по сценарию историков Артема Драбкина и Алексея Исаева. А 1 мая состоится эфирная премьера «Победы», которая напоминает «Великую войну», но показывает не только сражения огромных армий.
«Увидеть веселые лица»
«Хочется проснуться, открыть глаза и увидеть веселые лица, увидеть жизнь обыкновенную, нет, не обыкновенную — чудесную, какая была два дня назад», — так вспоминала чувства, которые у неё были 22 июня 1941 года, актриса ярославского Волковского театра Софья Аверичева, ушедшая на фронт добровольцем и воевавшая до Победы.
Хронику войны в России знают хорошо. Знают про немецкий план «Барбаросса», который предусматривал быстрый разгром советских войск и оккупацию европейской части СССР, знают про силы, что в тот день пересекли государственную границу и были остановлены только в декабре 1941-го на подступах к Москве.
Менее известны живые воспоминания тех, кто 22 июня, услышав сообщение Вячеслава Молотова из репродукторов, понял, что прежняя жизнь завершилась — и нужно жить и работать по-новому. Именно эту лакуну и заполняет «Победа» — в фильм добавлены озвученные актерами воспоминания людей того времени, воспоминания, которые они уже не смогут озвучить сами. Ариничева умерла в 2015-м. Иван Ведерников, ему в 1941-м было всего 17, он только окончил школу, ушел добровольцем и стал летчиком, скончался в 2018-м.
Что покажут в «Победе»
В остальном «Победа» следует привычным путем — разве что колоризованная хроника выделяет этот проект из череды подобных. Но и знакомые цифры могут вселять ужас — сложно осознать, что за какие-то шесть месяцев того страшного года было мобилизовано 14 миллионов человек, которые надели военную форму, взяли в руки оружие и пошли защищать свою землю. Это общеизвестные факты, но, собранные вместе, они производят гнетущее впечатление.
В «Победе» — шесть серий, и в каждой из них рассказывается об отдельном эпизоде Великой Отечественной; закадровый текст читает актер Сергей Чонишвили. Первая серия, посвященная 1941-му, — это, конечно, «Битва за Москву». Потом — «Сталинградская битва», «Курская дуга», «Блокада Ленинграда», «Форсирование Днепра и освобождение Белоруссии», и финал — «Взятие Берлина». В чем-то это похоже на эпопею Юрия Озерова «Освобождение», которой, кстати, скоро исполнится 55 лет, — премьера первых двух фильмов, «Огненная дуга» и «Прорыв», рассказывающих про события лета и осени 1943 года, вышли в советский прокат 9 мая 1970 года.