Культура

Берлин, Минск, хутор. Что разрушили Бондарчук и Козаков на съёмках фильмов

Содержание:

В кино часто показывают разрушение зданий — у Сергея Бондарчука в «Войне и мире», например, горела оставленная в 1812 году Москва, а Андрей Тарковский в «Андрее Рублеве» разрушил Успенский собор во Владимире. Но недаром говорят, что кино — это искусство обмана, поэтому оба режиссёра разрушали не настоящие здания, а искусно сделанные декорации. Но и реальные дома, хутора и крепости пускались в расход в погоне за достоверностью. Aif.ru собрал самые интересные истории.

Так, у Бондарчука в «Войне и мире» Москвой стали 11 домов и копия Сухаревской башни высотой 30 метров, выстроенные в Подмосковье, — их долго готовили к поджогу, а сам пожар снимали пять камер с разных ракурсов. Тарковский в «Андрее Рублеве» тоже обошёлся декорацией входа в собор и участком монастырской стены — но в натуральную величину. Рассказывали, что режиссёр заставлял декораторов несколько раз перекрашивать эту стену, чтобы добиться нужного оттенка белого цвета.

Но в каких фильмах разрушали всё имеющееся?

«Перекличка», 1965

Это необычный проект, который делался к 20-летию Победы киностудией «Таджикфильм». Сценаристом и режиссёром стал Даниил Храбровицкий (это был его режиссёрский дебют), в ролях были заняты актёры из Москвы — юные Никита Михалков и Евгений Стеблов (двумя годами раньше они снимались вместе в «Я шагаю по Москве»), Олег Стриженов, Татьяна Догилева, Марианна Вертинская, Василий Меркурьев. А натурные съёмки проходили вообще в Белоруссии — сцену, где советский танк Т-34 проламывает стену храма, снимали в небольшом белорусском местечке Зембин, расположенном в 70 км на северо-восток от Минска. Место выбрали не случайно — по Зембину война прокатилась дважды: в 1941-м — с запада на восток, а в 1944-м — с востока на запад, многое в этом городке было разрушено, в том числе и построенный в начале XX века храм Святого Архангела Михаила. В середине 1960-х о восстановлении служб в этом храме никто не думал, здание использовалось как склад, так что его выделили киношникам, которые подошли к делу основательно — предварительно подорвали одну из стен, потом сложили кирпичи заново, а затем в эту дыру въехал танк. Восстановление храма началось лишь 15 лет назад, сейчас в нём проводятся службы, и в его теперешнем облике ничего не напоминает не только о войне, но и о той киноистории.

«Освобождение», 1970

В минской Немиге, в которой в 1968-м начался снос старой жилой застройки, снимали бои в Бобруйске летом 1944 года (показано в третьем фильме, «Направление главного удара»); там же снимали сцену входа танковой колонны Красной армии в освобожденный Минск. То же самое удалось сделать в Берлине, где как раз в то время затеяли снос аварийных сооружений в самом центре города, — так что Озеров получил возможность устроить съёмки со стрельбой и взрывами именно там, где разворачивалось действие пятой части («Последний штурм»).

Читать также:
«Пес смердящий». Народ ответил на претензии Галкина в адрес русских

«Они сражались за Родину», 1975

Михаил Шолохов позволил Сергею Бондарчуку снимать фильм по своей книге «Они сражались за Родину» с одним условием — съёмки должны проходить в тех местах, о которых рассказывается в этом произведении. Режиссер согласился — и выбрал хутор Мело-Логовский на берегу Дона. В нём тогда ещё жили люди — им выплатили компенсацию, помогли с переселением, а потом съёмочная группа привела старые дома в порядок, достроила декорации большого села… И именно там, у настоящих зданий, и снимали сцены боев — со взрывами, выстрелами и разрушениями. В характерную гору у этого хутора, например, врезается немецкий самолет, подбитый Лопахиным в исполнении Василия Шукшина («Ничего не скажешь, ловко ты его долбанул, Петр Федотович!»). После съёмок от хутора не осталось и следа; сейчас на его месте — турбаза.

«Двадцать дней без войны», 1976

Для режиссёра Алексея Германа-старшего фильм по повести Константина Симонова был шансом вернуться в профессию после запрета картины «Проверка на дорогах». Симонов смог договориться о привлечении молодого режиссёра, согласился на то, что роль Лопахина сыграет Юрий Никулин, — да и на многое другое, что предлагал Герман, тоже согласился.

Работа над фильмом велась широко — часть сцен была отснята в Ташкенте, а часть — в нескольких городах Калининградской области. Именно под Калининградом Герман нашёл нужный ему кусок старой стены — в разрушенном в войну замке Рагнит; эту стену подорвали ради 9-секундной сцены.

Позже в этом же замке снимали фильм «Солдат и слон» с Фрунзиком Мктрчяном, а в 1995-м Андрей Малюков превратил эти руины в Брестскую крепость для своего фильма «Я — русский солдат» по повести Бориса Васильева «В списках не значится». Восстановление этого замка началось лишь в конце 2010-х годов.

«Покровские ворота», 1982

Фильм Михаила Козакова по пьесе Леонида Зорина рассказывает о событиях 1950-х годов, свидетелем и участником которых становится молодой студент Костик (Олег Меньшиков), живущий в коммунальной квартире у Покровских ворот. Ну а в фильме обрамлением основного сюжета стал снос старого дома, только этот дом находился вовсе не на Покровке. А где именно — данные разнятся. В одних источниках упоминается некий старый кинотеатр неопределенного местоположения; в других называется двухэтажный дореволюционный дом, который стоял на Садовом кольце — вернее, на углу Оружейного переулка и Краснопролетарской улицы — и был снесен как раз в 1982-м, во время съёмок «Покровских ворот». Сейчас на этом месте — сквер с дорожками и лавочками.

Статьи по Теме

Кнопка «Наверх»