Культура

Задолго до «Особенностей». Как Рогожкин встретился с Михалычем и Кузьмичем

В 1985 году будущий автор «Особенностей национальной охоты» Александр Рогожкин только начинал путь в кино. Незадолго до этого, в 1982-м, он получил второе высшее образование — причём во ВГИКе у знаменитого отечественного постановщика Сергея Герасимова. И стал дипломированным режиссёром. После пары короткометражек ему доверили снять полнометражный фильм, на котором он встретился с будущими исполнителями ролей генерала Михалыча и егеря Кузьмича — Алексеем Булдаковым и Виктором Бычковым. Этот фильм назывался «Ради нескольких строчек».

Не генерал, рядовой

«Ради нескольких строчек» — военная драма, которых много снималось в советские годы. Особой славы она не снискала, но эту картину стоит рассматривать как точку переплетения людских судеб, определяющую события, которые произойдут через много лет.

Итак, фильм «Ради нескольких строчек» снят по повести «Дивизионка», которую ещё в 1960-е написал Михаил Алексеев — писатель, воевавший на фронтах Великой Отечественной и встретивший Победу в Праге. Алексеева не причисляют к «лейтенантской прозе» — из армии он уволился в звании полковника, но писал он именно о солдатах и лейтенантах. И не о боях и танковых прорывах, а о том, что занимает львиную долю солдатского времени на любой войне.

В «Дивизионке» сюжет начинается с того, что машина с работниками дивизионной газеты подрывается на мине, и драгоценный шрифт оказывается разбросан по грязному полю. Казалось, выпуск очередного номера невозможен — но командир журналистов не хочет даже слышать этого слова: «Что значит невозможно? Дивизия вышла к границе, а вы хотите оставить солдат без газеты?» И солдаты вместе с офицерами просеивают грязь, чтобы собрать литеры и всё-таки рассказать своим однополчанам о победе.

Как снимался «Ради нескольких строчек»

В то время кино в СССР подчинялось нехитрому правилу — если сценарий утвержден и согласован, то на него в обязательном порядке выделят средства в нужном объеме. Вот и Рогожкин — даром что дебютант — после приемки его заявки на худсовете студии получил фактический карт-бланш, в пределах сметы, разумеется. Снимали картину в Закарпатье, а актеров набирали в основном в Ленинграде.

Главную роль — военного корреспондента лейтенанта Егорова — сыграл Никита Михайловский, который тогда был настоящей звездой, хотя и подросткового кино. В принципе, 20-летний Михайловский снимался уже давно, первую роль он сыграл в 8 лет, прославился в 1981-м, когда вышла драма «Вам и не снилось…», а во время работы у Рогожкина уже учился в ленинградском институте театра, музыки и кинематографии.

Известным актером был и Сергей Проханов, уже снявшийся в «Усатом няне». А фотографа сыграл Антон Адасинский — мим из «Лицедеев», который тогда уже ушел от Полунина; позже он играл в группе «АВИА», а в 90-е организовал свой собственный театр «DEREVO».

Булдакова режиссер нашел на киностудии «Беларусьфильм» — тот тоже только начинал свою кинокарьеру, хотя был опытным театральным актером. Но у него имелись заметная роль в сказке «Небывальщина» и главная роль в эпике «Семен Дежнев».

Читать также:
В честь Смоктуновского. Как МХТ провел «Премию Художественного театра»

Бычков же был местным, ленинградским — у него за плечами были институт театра, музыки и кинематографии, где он учился на курсе Игоря Владимирова, несколько ролей в кино и работа в театре.

Роли этих актеров не похожи на те, что они сыграли в «Особенностях», но общий подход чувствуется. Шофер Максимыч (Булдаков) носит пышные усы, говорит тем же голосом, что и генерал Михалыч, и точно так же стойко, с шутками и прибаутками переносит тяготы военной службы. Немецкий егерь (Бычков) — никакой не Кузьмич, его, скорее, можно сравнить с капитаном Картузовым из более поздней работы Рогожкина «Кукушка». Впрочем, экранного времени этому немцу отведено не слишком много, а Бычков не похож на свой привычный экранный образ.

Не хит, но задел на будущее

Событием фильм «Ради нескольких строчек» так и не стал. В год выхода его посмотрели лишь 800 тысяч зрителей, а руководство киностудии «Ленфильм» осталось недовольно работой молодого режиссера. Впрочем, на судьбе самого Рогожкина это недовольство почти не сказалось — он продолжал работать на «Ленфильме», снял несколько фильмов, ныне почти забытых. Ну а в 1995-м «выстрелил» своим самым известным хитом, комедией «Особенности национальной охоты», которые сделали знаменитыми и режиссера, и Бычкова, и Булдакова. Рогожкин потом снял ещё один сиквел «Особенностей…» (и написал сценарии ещё к паре-тройке), но сейчас больше помнят его милицейский сериал «Улицы разбитых фонарей», идея которых родилась как раз на съемочной площадке его самого популярного фильма. Впрочем, многие критики отмечают и «Кукушку», которая вышла в 2002-м, — её тогда предлагали отправить от России на «Оскар», предрекая этой картине непременную победу, но не сложилось. Последняя режиссерская работа Рогожкина вышла в 2008-м; умер он в 2021-м, в 72 года.

Михайловский во второй половине 1980-х считался одной из главных надежд советского кино. Рогожкин про него не забыл — они работали вместе на картине 1988 года «Мисс миллионерша»; в этой ленте, кстати, снялись и Бычков с Прохановым. Но в 1990-м у актера нашли лейкоз, его лечили в Лондоне, но врачи оказались бессильны — Михайловский умер в 1991-м, в 27 лет.

Ну а Бычкову и Булдакову сотрудничество с Рогожкиным оказалось выгодным. Правда, они сетовали, что после «Особенностей» одного воспринимают исключительно как Кузьмича, а другого — как генерала Михалыча. Впрочем, оба понимали, что без этих ролей так и могли бы остаться неизвестными для массового зрителя, как случилось после выхода «Ради нескольких строчек».

Статьи по Теме

Кнопка «Наверх»