Культура

«Вся жизнь — коррида». В Москве открылась выставка «Вокруг Кармен»

В филиале Пушкинского музея — Мемориальной квартире Святослава Рихтера — открылась выставка, посвящённая интерпретации образа свободолюбивой цыганки Кармен в литературе и искусстве XX века. Для этой экспозиции Бахрушинский театральный музей предоставил эскизы прославленного сценографа балета «Кармен-сюита» Бориса Мессерера.

Плисецкая: «Мысль о своей Кармен жила во мне постоянно»

Идея постановки «Кармен-сюиты» в Большом театре в 1967 году принадлежала двоюродной сестре художника Майе Плисецкой, которой 20 ноября 2024 года исполнилось бы 99 лет.

Как признавалась выдающаяся балерина, танцевать Кармен она мечтала всегда. «Мысль о своей Кармен жила во мне постоянно — то тлела где-то в глубине, то повелительно рвалась наружу», — говорила она автору книги «Плисецкая. Стихия по имени Майя. Портрет на фоне эпохи».

Балерине музыка Бизе казалась танцевальной и будила в ней пластические аналогии. «И потом — я всю жизнь люблю испанские танцы, восхищаюсь ими. Из всех народных танцев они самые выразительные — своей сопряжённостью резких контрастов, чувственностью и хрупкой духовностью, сложностью и фольклорной простотой», — добавляла она.

Посетив выступление Национального балета Кубы, который гастролировал в Москве в 1966 году, Плисецкая предложила кубинскому хореографу Альберто Алонсо поработать над «Кармен». Музыку для этого балета, взяв за основу оперу Бизе, написал Родион Щедрин.

Борис Мессерер, который на тот момент был главным художником МХАТ, внёс свой вклад в этот спектакль и его дальнейший успех. Он воплотил идею Альберто Алонсо «Вся жизнь Кармен — коррида» в виде декораций, напоминающих арену для корриды. Сцена стала площадкой для разыгрывающейся человеческой драмы, а бычья маска, подвешенная над нею, — центральным визуальным образом спектакля, узнаваемым элементом на афишах.

Читать также:
Дно, зато про войну. Зачем России «Министерство неджентльменских дел»?

Наибольший успех Мессерера

На выставке «Вокруг Кармен» будет представлено семь работ Бориса Мессерера, включая тот самый эскиз сцены, а также мужские и женские костюмы. Все эти экспонаты предоставлены Бахрушинским театральным музеем, в фондах которого находится более 160 произведений, связанных с творческим наследием Мессерера.

Выдающийся сценограф и художник Борис Мессерер разрабатывал сценические оформления для множества оперных и балетных постановок. Кроме того, он был автором книг воспоминаний и художественных альбомов, активно сотрудничал с такими театральными корифеями, как Юрий Завадский, Олег Ефремов, Аркадий Райкин и Валентин Плучек.

Окончив Московский архитектурный институт, Мессерер начинал свою карьеру в театре «Современник», а позже оформлял постановки в других московских театрах: МХАТе, Театре Сатиры, Вахтанговском театре, Театре на Малой Бронной.

В 1963 году художника пригласили в Большой театр, чтобы он оформил балет «Подпоручик Киже». Но наибольший успех и мировую славу ему принесла сценография для спектакля «Кармен-сюита», который потом показывали по всему миру — в Японии, Финляндии, Италии, Аргентине.

Выставку «Вокруг Кармен» можно посетить в Мемориальной квартире Святослава Рихтера с 20 ноября 2024 года по 22 февраля 2025 года. На ней будут представлены произведения мастеров XX века, предметы прикладного искусства, уникальные издания и архивные материалы, включая редкую кинохронику.

Статьи по Теме

Кнопка «Наверх»