Культура

Время доставать ножи. Как Дэниэл Крейг пришел к Бонду и попрощался с ним

Роль Джеймса Бонда — придуманного писателем Яном Флемингом агента 007 на службе британской короны — почти всегда становилась неким приговором для актеров, задействованных в этой кинофраншизе. Они оказывались в тени образа любителя мартини с водкой и красивых женщин, и чаще всего их вспоминают именно как того, кто в очередной раз воплотил Бонда на экране. Избежать такой судьбы смог, пожалуй, только Шон Коннери, но и он, по большому счету, так и остался для многих поклонников именно тем, кто впервые сыграл эту роль в далеком 1962 году. 

Британский актер Дэниэл Крейг в середине нулевых тоже оказался перед нелегким выбором. Он мог отказаться от предложения сыграть Бонда в фильме «Казино "Рояль"», продолжить играть роли второго плана и надеяться на то, что когда-нибудь его имя прозвучит достаточно громко, чтобы перейти в звездный статус. Но он выбрал моментальную славу и навеки стал шестым Бондом по счету, оказавшись в ряду с Коннери, Джорджем Лэзенби, Роджером Муром, Тимоти Далтоном и Пирсом Броснаном. Он даже поставил рекорд — пробыл Бондом на протяжении 15 лет; у Коннери формально считается 21 год, но с серьезными перерывами. Крейг, кстати, оказался весьма своенравным приобретением для продюсеров — он несколько раз пытался покинуть франшизу и едва не отверг сумасшедший гонорар в $100 млн за два фильма, а ведь столько не платят даже звездам первой величины. Ну а пока создатели этой серии ищут нового Бонда для 26-й части, можно посмотреть на то, как Крейг пытался отстраниться от персонажа, которого он играл в пяти фильмах. 

Долгий путь к Бонду 

Путь Крейга в актерскую профессию мало чем отличался от пути множества других английских актеров. Он родился 2 марта 1968 года в Честере, рос неподалеку от Ливерпуля, в школе занимался в театральном кружке, в 16 лет его пригласили в Национальный молодежный театр, где он и оттачивал своё мастерство, одновременно подрабатывая, чтобы оплачивать образование. С этим театром он гастролировал по другим странам и однажды даже заехал в Москву. Ну а профессиональным актером он стал после окончания в 1991 году Гилдхоллской школы музыки и драмы — старого учебного заведения, в котором преподавали актеры из Королевской шекспировской труппы. 

Дальше тоже всё шло по накатанной — игра на сцене, небольшие роли в сериалах, как британских, так и американских («Приключения молодого Индианы Джонса»), потом роли побольше и позаметнее в больших проектах — вроде «Лара Крофт: Расхитительница гробниц», «Проклятый путь» Сэма Мендеса или «Мюнхен» Стивена Спилберга. По каким-то причинам он избежал кастинга в фильмы про Гарри Поттера, хотя подходил по всем параметрам. Но вот от Джеймса Бонда увернуться не удалось.

Читать также:
Советский джаз — ровня симфонии? Почему фильм «Мы из джаза» не везде точен

Во время Бонда 

Сразу после выхода «Казино "Рояль"» в 2006 году Крейг стал очень заметной величиной в мире кино. Правда, конвертировать эту известность в столь же заметные проекты оказалось делом чрезвычайно трудным, если не невозможным — в начальный период фильмы «бондианы» с его участием выходили регулярно, почти не оставляя времени на другие проекты. «Квант милосердия» — в 2008-м, «007: Координаты "Скайфолл"» — в 2012-м, «007: Спектр» — в 2015-м. Но Крейг пытался доказать, что он умеет играть не только Бонда.

Где-то между вторым и третьим фильмом Крейг согласился сняться у знаменитого режиссера Дэвида Финчера, который задумал заново экранизировать чрезвычайно популярную тогда трилогию Стига Ларссона «Миллениум». Правда, тогда уже имелись неплохие шведские картины по этим книгам, и американским киношникам нужно было прыгнуть выше головы, чтобы показать что-то новое. Но ни режиссер «Бойцовского клуба», ни уже примелькавшийся в роли Бонда актер, ни свежая звездочка Руни Мара не превратили скандинавский сюжет во всемирное явление. «Девушка с татуировкой дракона» хоть и не провалилась в прокате (сборы $232 млн), но заработала много меньше ожиданий. Второй и третьей части от Финчера и команды не последовало, а Крейг вернулся к роли Бонда. 

После Бонда 

Уже под самый занавес его собственной «бондианы», когда было точно известно, что «Не время умирать» будет последним фильмом серии с участием Крейга, актеру улыбнулась удача. Он принял участие в относительно малобюджетном и независимом фильме режиссера Райана Джонсона «Достать ножи». Джонсон тогда был больше известен как специалист по фантастике — он делал «Петлю времени» и «Звёздные войны: Последние джедаи», и его обращение к жанру детективной мистерии вызывало как минимум интерес. Но того успеха, который свалился на фильм, никто не ожидал — сборы составили $310 млн, в 8 раз перекрыв бюджет. А сыгравший главную роль Крейг понял, что, кажется, нашел выход из образа Бонда. 

С «бондианой» актер покончил в 2021 году — «Не время умирать» оказалось самой дорогой лентой франшизы, поскольку делалась долго и мучительно, а ещё дольше выходила в прокат из-за пандемии. Сборы, впрочем, оказались приличными, так что «лебединая песня» Крейга в этой роли удалась на славу. А уже через год он появился в фильме «Достать ножи: Стеклянная луковица» — сиквеле успешного детектива, правда, сразу ушел на Netflix, но так его посмотрело даже больше зрителей. Ну а Джонсон собирается снимать и третью часть — и тоже с Крейгом. И кто знает, возможно, это будет тоже очень длинная франшиза. На экранизацию романа о Джеймсе Бонде тоже когда-то особых надежд не возлагали…

Статьи по Теме

Кнопка «Наверх»