Культура

Юрий Башмет: «У меня против них свои санкции»

График концертов народного артиста СССР, руководителя двух оркестров – симфонического «Новая Россия» и камерного «Солисты Москвы» Юрия Башмета расписан буквально по минутам. Только что закончился международный фестиваль искусств в столице – и сразу начинается международный фестиваль в Сочи, на который съедутся мировые звёзды. Да-да, мировые! О том, как ему удаётся налаживать культурные мосты, маэстро рассказал aif.ru.

Дальняя родственница, ставшая императрицей

Ольга Шаблинская, aif.ru: Юрий Абрамович, все прош­лые фестивали всегда были густо населены иностранными звёздами, вашими друзьями. Что они говорят по поводу нынешней ситуации?

Юрий Башмет: Первое: они люди, такие же, как и мы. Есть стесняющиеся, скрывающие своё мнение. Есть агрессивные, которые хотели бы, чтобы я к ним присоединился, я им нужен. Но, как говорится, хотели, да вспотели. А есть всё понимающие, причём понимающие активно. Каких больше, я не подсчитывал.

Один маленький пример приведу: есть известный дирижер Юстус Франтц, немец. Он приезжал в Россию и сейчас приедет – будет гостем нашего Зимнего фестиваля искусств в Сочи. Юстус всегда за Россию топил, а сейчас у него вообще манифест целый в Инстаграм опубликован: он борется за важность сохранения русской культуры для всего мира. Ну, такой он, активный. Ему уже немало лет, у него, кстати, жена русская была, хорошая скрипачка Ксения Дубровская. А сын их какой красавец!

Мы с Юстусом давно в тёплых отношениях. Раньше у него был шикарный музыкальный фестиваль Шлезвиг-Гольштейна. Как-то мы приехали к нему с Валерой Гергиевым. Открываются ворота – а там дворец! Верхний этаж нам отвели пополам: 5 комнат у Валеры, 5 – у меня. Гергиев поехал на репетицию, а хозяин говорит: «Хотите, я вам маленькую экскурсию устрою?» И повёл меня по винтовой лестнице, на каждом повороте которой – портреты его родственников. «Это мой предок, маршал такой-то. Чёрт, проиграл Наполеону!» Дальше: «А это прин­цесса такая-то». Спустились в самый низ – там портрет не очень, мягко скажем, красивой маленькой девочки в парике. «Это дальняя родственница. Да уж, не красавица. Ой, прости, она же потом стала вашей императрицей!»

– И кто же была эта некрасавица?

– И тут я вспомнил уроки по истории: действительно, наша Екатерина II была из рода Шлезвиг-Гольштейн.

Что же касается моих друзей-иностранцев, которые приезжают в Россию, главный вопрос, который мы им задаём: готовы ли вы к тому, что дома вас встретит неоднозначная реакция? И здесь каждый сам выбор делает.

– Эта ситуация когда-нибудь нормализуется?

– Знаете, у них свои санкции против нас, у меня – свои против них. Я к ним выступать ехать не собираюсь. Но громко об этом не заявляю – просто тихо переношу и переношу запланированные гастроли. А так…

Конечно, мы все ждём нормализации ситуации. У меня же все могилы во Львове: папы, мамы, дедушки, брата. Мой друг детства – в одном дворе росли – за могилами следит. И категорически отказывается от материальной помощи. Говорит: твоя мама – моя мама вторая. Потому что иногда, когда он приходил, мама говорила: «Юра ещё час будет заниматься, а тебе я книжку дам почитать». Он сидел, читал книги. И вырос таким хорошим человеком.

Читать также:
Пьет или умер? Исчез «Дедушка российского рэпа» Булавинцев

То, что мы сегодня делаем, – мы правильно делаем. Потому что это на самом деле неприятно: с одной стороны, ты выходишь на сцену Карнеги-холла и тебе овации устраивают, а с другой – нас в кольцо пытаются взять. Ну что это такое? Эти их щупальца давно работают. И прекрасно, что мы сопротивляемся и хотим избавиться от этого гнёта. Так что я на этой стороне. А кто против – смело говорите, ругаться не будем. Но докажите, что неправильно было нами сделано из того, что сейчас происходит.

Я уважаю нашего президента. И очень люблю свою страну – это моя позиция. Можете со мной делать что хотите, но я открыто высказываюсь на этот счёт и ничего не боюсь.

Что придаёт вес руке

– Вы упомянули свою маму и многочасовые занятия скрипкой. Детство-то у вас вообще было?

– Был такой педагог Пётр Столярский – в Одессе до сих пор есть музыкальная школа его имени. Я раз сто уже повторял знаменитую фразу Петра Соломоновича: «Мне не нужны талантливые дети, мне нужны талантливые мамы». И моя мама – классический тому пример. Вот стою я в детстве, занимаюсь. Но, видимо, стою грустный. Потому что иногда мама предлагала: «Бери велосипед! Покатаешься, проголодаешься и, если захочешь, ещё позанимаешься». Езда на велосипеде – это было моё любимое занятие. То есть мама меня не загоняла ни на какие репетиции. Соответственно, я должен был ей отвечать тем же. Поэтому я старался и репетировал.

– Башмет – из тех редких музыкантов, кто позволяет себе на сцене украшения. Публику так эпатируете?

– Медальон я ношу, не снимая, много лет. Эту вещь мне надел и освятил патриарх Илия II, епископ Грузинской православной церкви, велев носить только поверх одежды. Не раз так было: если рядом оказываются грузины, они обязательно подбегают, целуют медальон и убегают.

Что же касается перстней, легендарный скрипач Айзек Стерн категорически запрещал всем своим ученикам надевать кольца. Я Айзека Стерна лично не знал, но сам подсознательно снимал обручальное кольцо – мне не нравится, когда скрипачи играют и отблеск от золота идёт. Но как-то в одном аэропорту случилась задержка рейса. Заняться было нечем, я пошел бродить по магазинам и в одном приобрёл очень интересное кольцо: плоское, тёмно-тёмно-зелёное. Оно мне напоминало пушкинскую сказку о царе Салтане. Перед концертами или занятиями я поначалу снимал его, но вдруг почувствовал, что мне удобнее играть с кольцом. Лет 14 я с ним играл. А потом потерял где-то при перелёте. И стал мучиться без этого перстня. В итоге купил новое. Теперь кольцо мне необходимо – оно даёт вес руке, которая держит смычок. Удобно! А эпатаж тут совсем ни при чём.

Статьи по Теме

Кнопка «Наверх»