Культура

Три богатыря, но три его как следует! К чему пришла знаменитая франшиза

12 июня вышел в прокат мультфильм «Три Богатыря. Ни дня без подвига 2», продолжение франшизы, которая, по всем меркам, уже более чем совершеннолетняя — ей стукнул 21 год. К чему же она пришла за этот почтенный срок, выяснил aif.ru.

С точки зрения кассовых сборов, всё вроде бы неплохо. В прошлом году к двадцатилетию франшизы «Три богатыря. Ни дня без подвига» в первый уик-энд возглавил официальный кинопрокат, собрав за выходные 61,6 млн руб. Более того, и зрители, и критика рассыпались в похвалах. Дескать, наконец-то, создатели «Трёх богатырей» сумели возродить тот самый дух богатырского веселья и бесшабашности, которым был пропитан самый первый мультик франшизы, триумфальный «Алёша Попович и Тугарин Змей». Тот самый дух, который в далёком 2004 году уже давал надежду, что отечественная анимация не просто вышла из комы, но и выглядит более чем достойно.

Так вот, мультфильм «Три богатыря. Ни дня без подвига 2» собрал за прошедший уик-энд 70,3 млн руб. То есть, получается, что не просто закрепил успех, но и опередил прошлогодний мультик.

Но в каждой бочке мёда, как известно, есть ложка дёгтя. Начнём с того, что нынешняя премьера выпала не просто на уик-энд, а на длинные выходные. Четыре дня. Притом с откровенно паршивой погодой, когда дачный отдых и прогулки по городским паркам исключались по умолчанию. Когда сам бог велел пробежаться с детьми до ближайшего кинотеатра, чтобы зря дома не сидеть. А теперь сравним 60 млн за два дня и 70 млн за четыре. Разница есть? Думаю, да.

К тому же предыдущий мультфильм, напомним, возглавил официальный кинопрокат, став безусловным лидером. Нынешний же — лишь на втором месте. Причём с серьёзным отрывом — в «длинный уик-энд» лидером кинопроката стал фильм «На деревню дедушке». И он собрал — внимание — 142 млн руб. Вдвое больше, чем «Три богатыря».

В чём же проблема? Почему возрождённая в прошлом году франшиза демонстрирует работу на холостом ходу?

Прежде всего — форма. Вообще-то, «Три богатыря. Ни дня без подвига» были анонсированы как сериал. В прошлом году в честь юбилея франшизы студия «Мельница» просто объединила три серии — чтобы было, что предъявить к празднику в кинотеатрах. Так сказать, на безрыбье. Это имело неожиданный успех. И потому решили следовать принципу: «Хорошее — повтори».

Но то, что один раз могло сойти как своего рода «фишка», во второй раз вызывает уже другие эмоции — почему нет обещанного сериала, и почему нам выдают не полный метр, а снова три новеллы?

А после просмотра приходит пора задуматься не только о форме, но и о содержании тоже. Лично мне вся эта история напомнила анекдот: «Что такое дзен-буддизм по-русски? Это умение налить два полных стакана водки из одной четвертинки. Из пустой. Но водку не пить. И в стаканы не наливать».

Так вот, новые «Три богатыря» — это и есть тот самый дзен-буддизм по-русски. Потому что весь антураж вроде тот же самый, но отсутствует главное. То, что вынесено в заголовок. То, с чего, собственно, и начиналась франшиза. Отсутствуют сами богатыри.

Читать также:
Выставка Al Dente. Мути приехала в Россию посмотреть на картину с Дуровым

Ну, не то чтобы совсем. В первой новелле всё-таки появляется Илья Муромец. Но исключительно как довесок к Князю. Причём сюжетный ход насквозь вторичен — сначала Князь превращается в комара, а следом за ним — и богатырь. Кому-то это напомнило старый советский мультфильм «Халиф-аист», где правитель превращается в рыбу, паука и аиста, чтобы жить без забот. Мне напомнило ещё более старый советский мультфильм «Баранкин, будь человеком!». С той же самой моралью — забот и хлопот у всех хватает, даже у насекомых, так что лучше уж быть на своём месте. Но дело даже не в этом, а в том, что Князь превращается в комара стараниями говорящего коня Юлия, и тот же конь забывает о поисках артефакта, возвращающего человечье обличье, едва завидев игривую кобылу. Словом, богатырь здесь для сюжета не нужен. Он довесок.

Во второй новелле богатырей и вовсе нет — главный двигатель сюжета здесь… Правильно, говорящий конь Юлий. В третьей новелле впервые за всю франшизу конь Юлий молчит — в них с ослом Моисеем попадает молния, и от этого конь теряет дар речи, а осёл — приобретает. И это на фоне того, что как раз сейчас помощь говорящего коня была бы очень кстати — Князя охмуряют какие-то жулики, прикинувшиеся послами… Короче, ясно. Мотор сюжета и главные действующие лица — конь, осёл и Князь. Богатыри сбоку припёка. Нет, они появляются, и даже — о, чудо! — вместе, но что с того? Они на обочине, всё прекрасно могло бы обойтись и без них. Такое впечатление, что богатырей оставляют из милости. И ещё — чтобы название франшизы не менять.

Это было замечено многими зрителями. А кое-кто пустил шпильку в адрес создателей, поманивших очень крутым прошлогодним экспериментом и выдавших сейчас совсем не то, что ожидалось. Пользователь Olga-1992 так и пишет: «Дети — ярые фанаты всех выпусков, особенно понравился „Ни дня без подвига“, первая часть. Ждали вторую часть с большим нетерпением, и в первый же день побежали в кинотеатр. Дети в середине второй серии уже начали скакать, просить телефон… Сюжет неплохой, но всё идёт ровно, досматривать неинтересно. Было бы логичнее назвать „Приключения Князя с Юлием“, оттого, что серии про одних и тех же героев, и это сильно надоедает».

Впрочем, хвалебных отзывов всё равно гораздо больше. Но все они начинаются стандартно: «Я с детства люблю эту серию» или «Я вырос на Трёх Богатырях». Да, кредит доверия у франшизы действительно велик. Подумайте сами — на «Трёх Богатырях» реально выросло поколение, а то и не одно. Двадцать с лишним лет — шутка ли?

И именно это накладывает ответственность. Да, преданные фанаты есть. И их можно завлечь в кино. Но если пустить дело на самотёк, то в итоге кредит доверия исчерпается. И в ход пойдут шуточки. Мол, сколько ни три ты своего богатыря, а на выходе всё равно будут Князь и конь с ослом.

Статьи по Теме

Кнопка «Наверх»