Савранского никто не догонит. Тайна мотоциклиста из «Покровских ворот»
Содержание:
В 1983 году режиссер Михаил Козаков выпустил двухсерийные телефильм «Покровские ворота» по одноименной пьесе Леонида Зорина. Скептики предсказывали экранизации провал, полагая, что произведение вообще не подходит для переноса в формат фильма.
«Это утопия!»
Получилось, однако, наоборот — «Покровские ворота» не просто имели огромный успех, но стали легендой, а реплики героев «ушли в народ».
Актерский ансамбль ленты буквально купался в любви зрителей — Олег Меньшиков, Анатолий Равикович, Инна Ульянова, Виктор Борцов, Леонид Броневой…
Но был герой, без которого «Покровские ворота» немыслимы, но который при этом фактически в тени.
«Догнать Савранского — это утопия!» — произносит Костик, венчая побег Хоботова с возлюбленной от навязчивой бывшей супруги. И действительно, мотоциклист разгоняется так, что буквально врывается в 1980-е, в последний момент оставив в 1950-х влюбленную парочку…
Зрителям показали не всё
Молчаливый «байкер» проходит через всю ленту, не произнеся ни слова, и не показывая своего лица, спрятанного за мотоциклетными очками. И если в начале Савранский воспринимается как просто друг главного героя, то в развязке он превращается в «путешественника во времени», связующего целые эпохи.
Кстати, члены съемочной группы «Покровских ворот» утверждали, что полет Савранского с Ленинских гор над Москвой 1980-х был снят с куда большим размахом, однако этот материал не влез даже в двухсерийную картину.
Но кто же играл Савранского, и почему его нет в титрах?
На самом деле есть. Небольшая строчка «Л. Машков» в титрах — это и есть Савранский.
Леня с Мещанской улицы
Леонид Вячеславович Машков профессиональным актером не был. Но его причастность к истории, рассказанной в фильме, в общем-то, существует. Правда, в конце 1950-х он только заканчивал школу. Родился Леня в 1942 году и жил в Москве на Мещанской улице, в старом доме. Еще в школе заинтересовался одновременно фотоделом, а также мототехникой.
Потом Машков поступил в институт, где получал профессию специалиста нефтяной отрасли. Однако в вузе была секция мотоспорта, и студент с головой погрузился в этот мир.
Он пробовал себя в мотокроссе, затем перешел в мотогонки на льду. Также Машков играл в футбол на мотоциклах — мотобол, причем в этом спорте он не только добрался до медалей всесоюзных соревнований, но затем и работал тренером.
Доля заслуги в премии «Оскар»
Леонид был творческой личностью, и даже играл небольшие роли в спектаклях московских театров. Впрочем, его навыки больше подходили для кино, и Машкова стали приглашать в качестве каскадера.
На скольких именно картинах он работал, точно не знают даже специалисты. Речь идет о десятках проектов, правда, в большинстве случаев Машкова попросту невозможно разглядеть в силу специфики исполнителя трюков.
При этом «Савранский» косвенно причастен к «Оскару». В фильме «Москва слезам не верит» героиня Веры Алентовой, став директором, лихо водит «Жигули». Обучал актрису азам вождения никто иной, как Леонид Машков.
В ДОСААФ остались недовольны
Перед «Покровскими воротами» его вызвали на «Мосфильм» и сообщили — работа предстоит не совсем типичная. Если обычно каскадер делает все, чтобы не попасть в кадр, то теперь у Машкова полноценная роль, хотя и без слов. Михаил Казаков, поговорив с кандидатом на роль, остался доволен — москвич-мотоциклист понимал и город, и время, и сюжет…
Удивительно, но за роль Савранского Машкова отругали в ДОСААФ. Высокое начальство осталось недовольно, что герой в кадре в видавшей виды амуниции и побитом жизнью шлеме. Взять в толк, что такой образ куда выразительнее, чиновники не хотели.
Многие гонщики «Формулы-1» в жизни принципиально не водят машину, поручая это нанятому шоферу. Вот и Машков, каскадер и гонщик, мотоцикл для обычной жизни никогда не покупал, считая, что ему это просто не нужно.
Во время сцены в больнице в конце картины вокруг Савранского собирается много людей. В жизни он тогда тоже привлек к себе внимание — дело в том, что съемки шли в физкультурном диспансере, где Машков до этого восстанавливался после травмы, и врачи знали его лучше, чем некоторых профессиональных артистов.
Незаметный уход
Леонид Машков карьеру каскадера закончил в 1990-х, а образ Савранского так и остался его самым заметным следом в кино. Причем сам он говорил, что никакой известности не приобрел: закрытое очками лицо исключало широкую узнаваемость. В последние годы жизни мастер трюков, гонок и мотобола жил в Подмосковье, разводя кроликов.
«Савранский» ушел из жизни в 2005 году, на несколько месяцев раньше «Маргариты Павловны» — актрисы Инны Ульяновой. Но такова судьба каскадера: его уход из жизни остался вне поля зрения СМИ.
А может, так и должно было быть? Ведь Савранский, как и Москва, лишь молодеет с каждой эпохой, а догнать его — по-прежнему утопия.