Культура

Русская звезда Голливуда. Как Юл Бриннер Америку покорил?

В этом году американское кино открыло для себя Юру Борисова — российского актера, который стал номинантом «Оскара» и «Золотого глобуса» за фильм «Анора», а заодно получил приглашение в Американскую киноакадемию. Но около семидесяти лет назад в Америке взошла звезда ещё одного актера русского происхождения — Юла Бриннера, которого на самом деле звали Юлием Борисовичем. И он тоже был лысым.

Швейцарец с Дальнего Востока

Так уж сложилось, что Бриннера в Голливуде всегда называли «русской звездой» — и добавляли, что это был первый случай на фабрике грез. Правда, надо учитывать, что половина создателей Голливуда была выходцами из Российской империи. Да и происхождение Бриннера сложнее, чем это было принято считать, хотя и он сам добавлял огня в топку домыслов — например, одно время он рассказывал о своем цыганском происхождении.

На самом деле всё проще, но одновременно и интереснее. Дед актера был выходцем из Швейцарии по имени Юлиус Бринер (вторая «н» появилась в фамилии лишь в Америке), который оказался в России ещё подростком где-то в середине XIX века. Во взрослом возрасте этот Юлиус жил и в Японии, но, в конце концов, всё же поселился на российской части Сахалина, где женился на местной жительнице; у них было шестеро детей, один из которых — Борис Юльевич — по время учебы в Петербурге создал семью с дочерью чиновника из Владивостока. 11 июля 1920 года у них родился сын, названный в честь деда — Юлиус Борисович Бринер.

Всё это происходило на фоне Первой мировой и Гражданской войн, двух революций 1917 года, интервенции Японии и США на Дальнем Востоке и создания Дальневосточной республики. Отец будущего актера жил во Владивостоке и занимался предпринимательством, пока это было возможно; потом он уехал в Харбин и женился там на другой женщине. Впрочем, его первая жена с сыном тоже перебрались в Китай — в Стране Советов им не понравилось. Ну а вторая жена отца, актриса, работавшая в харбинском театре, и помогла пасынку полюбить театральную сцену и актерскую профессию.

Король, фараон и царь

Жизнь ещё помотала Бринеров — из Харбина они уехали в Париж, потом сбежали от приближающейся Второй мировой за океан. Как раз в Париже Юлиус-младший и начал свою артистическую карьеру — выступал с цыганским ансамблем (что и дало ему повод говорить о цыганских корнях), работал в цирке. Ну а в США это увлечение перешло на другой уровень — ставший Бриннером актер брал уроки мастерства у Михаила Чехова, племянника Антона Чехова. Конечно, поначалу пришлось подрабатывать — тяжело болела мать, приходилось искать деньги на лечение. И лишь через несколько лет Юл Бриннер получил приглашение на Бродвей, начал гастролировать по стране и получать приглашения из-за границы.

Читать также:
Дружил с Высоцким, 14 раз умирал. Судьба актера из «Москва слезам не верит»

Собственно, и его успех у американской публики был связан с театром. В 1951-м Бриннер сыграл роль короля Сиама в мюзикле «Король и я», который с аншлагом шел на протяжении трех лет; в 1956-м этот мюзикл был экранизирован — с Бриннером в главной роли, разумеется, и за эту работу актер получил «Оскар». Номинация на «Золотой глобус», кстати, тоже была — то есть и в данном случае можно проводить параллели с Борисовым.

Бриннера тогда вообще часто звали в различные фильмы. Он сыграл фараона Рамсеса II в пеплуме «Десять заповедей» и царя Соломона в картине «Соломон и царица Савская», Дмитрия в экранизации «Братьев Карамазовых» и заглавного героя в «Тарасе Бульбе». Но самой известной его работой волею судьбы стал вестерн «Великолепная семерка».

«Семерка» от Бриннера

Этот проект появился на свет как раз благодаря Бриннеру — он посмотрел фильм Акиры Куросавы «Семь самураев» и выкупил у японского режиссера права на адаптацию. Сам, правда, снимать не решился — режиссером стал именитый Джон Стёрджес, — но главную роль Бриннер забрал себе. «Семерку» ругали критики, в американских кинотеатрах он прошел со средним успехом, но ажиотаж в Европе позволил двухмиллионому фильму заработать более 9 млн долларов. В СССР картина вышла в 1962-м, через два года после мировой премьеры, но тоже стала хитом — 67 млн зрителей, больше, чем было в том году у «Человека-амфибии» или «Гусарской баллады».

Самое удивительное, что Бриннер очень спокойно отнесся к своей популярности после «Великолепной семерки»; к тому же и сиквел этого фильма оказался не настолько востребованным. В итоге только эта работа — да ещё принесший ему «Оскар» фильм «Король и я» — и стали его главными достижениями в кино. Сам же он постоянно возвращался в театр — в семидесятые он играл на сцене в мюзикле по мотивам «Одиссеи», потом восстановил и «Короля», который показывали по всему миру почти 5 тысяч раз. Могли бы и больше, но в 1983-м у Бриннера обнаружили рак легкого; он скончался в октябре 1985-го в возрасте 65 лет.

Сам актер ни разу после отъезда из Владивостока в СССР не приезжал — да, кажется, и не стремился к этому. Но его сын от первого брака, которого, как и отца, звали Юлом (по прозвищу «Рок»), уже в XXI веке частенько навещал родину своего отца; во Владивостоке о Бринерах-Бриннерах помнят, в том числе и о том из них, что прославился в США.

Статьи по Теме

Кнопка «Наверх»