«Роднина» и Родина. Рецензия на фильм, который многих раздражает
Содержание:
С точки зрение курса на восстановление связей с МОК и международными федерациями, картина «Роднина» максимально неполиткорректная.
Главная героиня — дочь офицера Советской Армии (папин мундир несколько раз показывается крупным планом, а один раз отец и вовсе предстает в полковничьей папахе), тренирующаяся в ЦСКА (эмблема запрещенного Томасом Бахом к участию в Олимпиадах спортивного общества также показыавется крупным планом), выступающая за сборную СССР (никакого нейтрального статуса, вся государственная символика налицо).
А еще и мысль о том, что внутренние интриги и распри могут отойти на задний план, когда нужно биться за Родину с теми, кто нас откровенно не любит и не гнушается грязными приемами. И отступать в этой борьбе нельзя категорически.
Герои и роли
«Роднину» лучше смотреть, конечно, зная историю отечественного спорта вообще и фигурного катания в частности. Тогда станет понятно, насколько хороши в своих ролях Евгений Ткачук, играющий тренера Станислава Жука, фигурирующего в фильме как Жуков, и Даниил Воробьев, играющий фигуриста Панкратова, под именем которого выведен олимпийский чемпион Олег Протопопов. И, конечно, 21-летняя актриса Владислава Самохина, сыгравшая Роднину, заслуживает самой высокой оценки.
А вот олимпийский чемпион Алексей Ягудин в роли тренера американской пары на Олимпиаде-1980, кажется, отвечает больше за иронию, нежели за драматизм — ну, по крайней мере, для тех, кто его в фильме узнал.
Марат Башаров в роли комического советского спортивного чиновника кочует из одной картины в другую, но в «Родниной» его образ куда менее пакостный, чем в «Движении вверх».
Про достоверность и вымысел
Некоторые, как ни странно, предъявляют претензии к неправдоподобию — не могло, мол, случиться баттла на льду между Родниной и Зайцевым и американцами на олимпийской разминке. Да и Татьяна Тарасова никогда в жизни не пустила бы Жука в раздевалку своей пары.
Но на то и есть художественное кино, что оно предполагает определенный вымысел. В жизни-то было даже будничнее и прозаичнее. Не на разминке, а еще на тренировке советские чемпионы подавили явившихся посмотреть на них американцев, что в итоге и привело к снятию Рэнди Гарднера с соревнований. Да, официально американцы сослались на травму, но глубокие психологические проблемы, растянувшиеся на годы, они признавали сами.
Посмотрев картину, всегда можно обратиться к книгам и документальным лентам, чтобы уточнить для себя, как оно было на самом деле. Но путь величайшей чемпионки в истории парного фигурного катания показан вполне достоверно.
За нами Россия, Москва и Арбат…
Маленькая девочка, не отличающаяся ни крепким здоровьем, ни ослепительной красотой, идет к своей цели, оказываясь на пути сильнее даже мужчин, оказавшихся рядом с ней. И это тоже правда, ибо спортсменка Роднина обладала характером «железной леди» — другая и не выиграла бы три Олимпиады и десять чемпионатов мира.
Это сейчас молодые мамы в спорте — дело будничное, а сорок с лишним лет назад возвращение Родниной в фигурное катание после рождения сына ради третьей Олимпиады казалось полной авантюрой. Но она и здесь расширила границы представлений о том, что может женщина.
Но, кажется, главное, что взбесило критиков ленты, — это мотивация. Героиня «Родниной» чувствует за спиной страну, и для нее герб и флаг это не просто символика. Это то, что связывает ее и всех ее сограждан. И тренер в кульминационный момент, говоря о том, что на Роднину надеется весь Советский Союз, затем объясняет, что за этой общей фразой скрывается и 7-летняя девочка, готовая не спать всю ночь, чтобы дождаться олимпийского репортажа, и школьная учительница, всю ночь проверявшая тетрадки, и все другие, из больших городов и маленьких сел.
И это не придумка — могу засвидетельствовать лично, ибо олимпийское золото Лейк-Плэсида Родниной и Зайцева для меня было одним из первых ярких впечатлений жизни, поскольку было автору этих строк тогда неполных четыре года.
Героями не рождаются, героями становятся
В финале картины художественные кадры сменяются документальными — слезы на глазах непобежденной чемпионки в тот момент, когда под звуки александровского гимна взлетает под купол ледового дворца полотнище с серпом и молотом. Этот мощнейший эмоциональный ряд на кое-кого из современных деятелей, видимо, действует, как чеснок на нечисть.
Тут и скрывается, кажется, главная крамола фильма «Роднина», из-за которой с лентой происходят удивительные вещи вроде весьма сдержанного отношения прокатчиков и странного заблюривания советской символики в телевизионной рекламе.
Но главная мысль фильма дойдет до зрителей, несмотря на все эти козни: герой спорта только тогда становится героем нации, когда свою олимпийскую мечту не ставит выше интересов страны и народа. И именно так это было тогда, когда побеждала Роднина.