От «Кортика» до киллера. Как Сергей Шевкуненко со славой не справился
В советском кино, к сожалению, были не только однозначные достижения, но и очень тёмные страницы, зачастую связанные с криминалом. Николай Годовиков — красноармеец Петруха из «Белого солнца пустыни» — трижды отсидел в тюрьме и лишь потом смог встать на путь исправления, снова вернувшись в кино. Валентина Малявина стала, похоже, жертвой излишней влюбчивости — она сменила нескольких мужей и любовников, после первых успехов оказалась невостребованной у режиссёров, связалась с алкоголем, а потом и вовсе попала под статью, когда её обвинили в убийстве гражданского мужа, актера Станислава Жданько. Эдуард Изотов — Иван из сказки «Морозко» — в 1980-е попался с валютой, был осуждён на три года, потерял в тюрьме здоровье… Но, пожалуй, самое резкое изменение судьбы ждало Сергея Шевкуненко.
Смерть отца, эмиграция сестры
Про таких, как Сергей Шевкуненко, принято говорить: вышел из хорошей семьи. Семья была связана с кинематографом — отец Юрий Шевкуненко работал директором Второго творческого объединения «Мосфильма» и ещё писал пьесы, мать снялась в небольших ролях в двух фильмах, в том числе, в «Балладе о солдате» Григория Чухрая. Рассказывают, что под впечатлением от рождения долгожданного сына — а появился на свет он 20 ноября — Шевкуненко-старший написал пьесу «Сережка с Малой Бронной». Впрочем, это скорее легенда — пьеса появилась в репертуаре театра Советской армии как раз в 1959 году, когда и родился Шевкуненко-младший.
Идиллия длилась недолго. В 1963-м скоропостижно скончался Юрий Шевкуненко — то ли инфаркт, то ли рак. За Сергеем тогда смотрела сестра, которая была на 14 лет старше, а мать с подачи Эльдара Рязанова устроилась на «Мосфильм» ассистентом режиссёра. Спустя 9 лет последовали новые испытания: сестра вместе с мужем-актёром эмигрировала в Израиль. Юному Шевкуненко тогда было всего 13 лет — и по воспоминаниям, её отъезд произвел на него самое негативное впечатление. А, может, сыграло свою роль то, что на таких эмигрантов в те времена смотрели косо — доставалось и их семьям.
«Переигрывал всех сверстников»
Именно тогда Сергей Шевкуненко пошёл по кривой дорожке — хулиганил, забросил учёбу в школе, попал на учёт в детской комнате милиции… Мать, разумеется, с влиянием улицы боролась, как могла. А могла она привести сына на родную киностудию; тогда снималось много детского кино и юные актёры были нужны постоянно. Шевкуненко повезло — на него обратил внимание писатель Анатолий Рыбаков, который «курировал» экранизацию своих романов «Кортик» и «Бронзовая птица», в них начинающий актер получил главную роль. Правда, Миша Поляков из «Кортика» был полной противоположностью самому Шевкуненко —пионером с принципами, который всегда ведёт себя честно и правильно.
«По мнению многих участников съёмок, Шевкуненко довольно споро справлялся с ролью и совершенно не тушевался в присутствии маститых актёров, как и он, занятых в картине… А актёров-сверстников, которых в картине было большинство, Шевкуненко и вовсе переигрывал почти во всех сценах фильма», — писал Федор Раззаков в книге «Свет погасших звёзд».
После этой дилогии Шевкуненко проснулся знаменитым, и у него появился выбор. В первом случае он продолжал бы играть в кино — предложения были, взялся бы за ум, а после школы поступил бы во ВГИК, чтобы продолжить семейную традицию. Но он то ли не выдержал испытания медными трубами, то ли решил, что теперь ему всё можно… в общем, вернулся в старую компанию, начал пить и хулиганить по новой, школу бросил. И на премьеру своего третьего — и последнего в карьере — фильма «Пропавшая экспедиция» не попал, потому что находился в спецПТУ.
Причастность к убийству Фёдоровой не доказали
Дальнейшая жизнь Шевкуненко стала наглядной иллюстрацией к фразе из фильма Александра Серого «Джентльмены удачи»: «Украл, выпил — в тюрьму… романтика». Конечно, ничего романтического в таком образе жизни не было, и Шевкуненко, кажется, это понимал — после первых отсидок он возвращался на «Мосфильм», правда, не актёром, а осветителем. На большее начальники студии были не готовы даже из уважения к его отцу и по просьбе матери, уж больно неуживчивый характер сформировался у их сына. В этой череде проблем с законом особо выделяется обвинение в убийстве актрисы Зои Фёдоровой.
Карьеру Фёдоровой, звезды советского кино 30-40-х, сломали на взлёте — после войны за связь с американским военно-морским атташе Джексоном Тейтом её осудили на 25 лет лагерей; она отсидела девять и вышла на свободу в 1955-м. Вернулась в кино, но играла, как правило, роли второго плана. С семьёй Шевкуненко она была знакома — дружила с матерью Сергея, играла бабушку его персонажа в «Кортике». Убили её в декабре 1981 года в собственной квартире — застрелили из немецкого пистолета. Сергей Шевкуненко под подозрение, разумеется, попал — в силу своего образа жизни, но доказать его причастность следствию так и не удалось. Убийство Фёдоровой осталось нераскрытым.
Впрочем, Шевкуненко это не помогло — следующие 13 лет он с небольшими перерывами провёл за решёткой. В очередной раз освободился уже в новой России в 1994 году и сразу же занялся «бизнесом», то есть сколотил банду «мосфильмовских» и начал «крышевать» коммерсантов. Но продолжалось это недолго. В феврале 1995-го наёмный киллер застрелил и Сергея Шевкуненко, и его мать.
Убийцу так и не нашли.