Культура

«Она — графиня, она — княгиня». Наталья Вилькина не справилась с забвением

28 мая 1945 года родилась Наталья Вилькина — актриса театра и кино. Её считали некрасивой, но это не мешало ей блистать на сцене Малого театра.

Красота вовсе не является определяющим фактором, когда речь заходит об актёрской профессии. Многих актрис считали «страшными» — можно вспомнить Фаину Раневскую, блиставшую в кино и на сцене театра имени Моссовета, или Инну Чурикову, которую не приняли в театральное училище как раз с формулировкой о несоответствии неким «канонам красоты». Из-за «некрасивости» не приняли сразу в актёрский вуз и Наталью Вилькину — но она смогла доказать, что красива, просто её красота совсем иного рода, не та, что подразумевали суровые экзаменаторы.

Красивая со второго раза

Вилькина могла бы и не стать актрисой — предпосылок к этому никаких не было. Родители — серьезные врачи, к актерской профессии относились слегка с пренебрежением, так что вряд ли были рады, когда сначала старший сын Александр отправился по этой стезе, а вслед за ним стать актрисой решила и дочь. Их мать вспоминала, что любовь к актерству у детей проснулась после семейного похода в театр Советской армии — и если сын создал свой собственный театр, то Наталье Вилькиной после окончания училища удалось попасть в ту труппу, которая и привела её в профессию. Правда, для этого пришлось пережить отказ из-за «некрасивости», собрать волю в кулак — и сделать так, чтобы на её внешность профессора Щукинского училища не обратили внимания.

В выпуске передачи Леонида Филатова «Чтобы помнили», посвященной Вилькиной, многие коллеги отмечали, что она обладала многими достоинствами, свойственными великим актрисам, — не боялась быть на сцене смешной или страшной, играла «на обнаженном нерве». Такое очень нравится зрителям, но самим актерам требуется кое-что ещё — «свой режиссер», который сможет разглядеть эти таланты и придаст им правильную огранку. Вилькиной после училища повезло — в театре армии тогда работал режиссер Леонид Хейфец, который и взял её под крыло. Она играла у него в спектакле «Дядя Ваня» по Чехову, потом он дал новенькой роль в «Двух товарищах», где её партнером был Сергей Шакуров… Вроде бы всё шло так, как и суждено молодым артистам. Но именно «Два товарища» стали поворотным моментом в судьбе всех троих — и режиссера, и актеров.

Диссидент до Малого довел

Дело в том, что этот спектакль был поставлен по повести Владимира Войновича, который с конца 1960-х участвовал в диссидентском движении. Повесть была издана в журнале «Новый мир» до этого, но в те времена подход был однозначным — постановку убрали из репертуара театра. Хейфиц вспоминал, что он не собирался идти на конфликт из-за этого, но как раз Вилькина в полной мере проявила свой взрывной характер — и резко выступила на собрании труппы, осудив решение по спектаклю. После этого режиссер уволился, его взяли в Малый театр, туда же перешел Шакуров. А Вилькина оказалась в театре имени Маяковского, где быстро стала востребованной актрисой — её «некрасивость» там даже не заметили. Но Хейфец не забыл о «своей» актрисе, и когда тогдашний директор Малого Михаил Царев попросил режиссера поставить под себя спектакль «Перед заходом солнца», то он посоветовал пригласить на главную женскую роль именно Вилькину. Та, разумеется, согласилась — хотя женская часть Малого театра и была против. Впрочем, в полноценный конфликт это «против» так и не превратилось — Вилькина очень органично влилась в труппу.

Читать также:
Сбежала эта крыса. Сеть кипит от конфликта Соряна и Феклистова из «Сватов»

Этот переход, кстати, привел к закрытию одного из спектаклей в театре Маяковского — актриса Мария Бабанова наотрез отказалась играть в постановке «Дядюшкин сон» без Вилькиной. Она чуть ли не с порога отвергала любых кандидаток, а одной и вовсе заявила, что та некрасивая. Бабановой тогда с недоумением напомнили, что и Вилькина красотой не отличалась, но та отрезала: «Она — другое». Постановку в итоге сняли.

Всё закончилось «Любовью»

В Малом театре Вилькина, в принципе, пришлась ко двору. Она играла во многих спектаклях — «Господа Головлёвы», «Любовь Яровая», «Берег» и «Выбор» по Юрию Бондареву. Её часто можно было увидеть по телевидению — куцая фильмография актрисы чуть ли не наполовину состоит из различных фильмов-спектаклей по классическим произведениям. А вот в «большое» кино её брали неохотно и редко. Фактически одна из самых известных её ролей — это мать главной героини (её играла юная Елена Цыплакова) в подростковой драме «Школьный вальс» 1974 года. Были и другие работы в кино — в «Соучастниках» 1983 года, где она играла с Леонидом Филатовым и Сергеем Колтаковым, у Валерия Тодоровского в «Любви» 1991-го.

Хейфец говорил, что такое игнорирование со стороны кинематографа было вовсе не из-за преданности Вилькиной театру — просто ей не повезло, она не смогла пробиться, хотя знакомых у неё в кинематографе было много. Но она вообще была душой любой компании. И эта её открытость как раз и привела к драмам в личной жизни.

Первый раз замуж Вилькина вышла очень рано — в 1964-м, когда коротала год после неудачного поступления в «Щуку». Её избранником стал актер театра Маяковского Игорь Охлупин; вскоре у них родилась дочь Алена; она тоже стала актрисой, работает в Малом, и вспоминала, что её родители были очень разными — мать стремилась к компаниям, а отец считался затворником. Но Вилькина и Охлупин прожили вместе 20 лет — наверное, могли бы и больше, но в середине 1980-х она познакомилась с химиком Кириллом Чубаром — французским гражданином, сыном русских эмигрантов, который приехал в Москву в командировку. Роман был скоротечным — вскоре Вилькина развелась с первым мужем, Чубар оставил свою французскую семью и переехал в СССР…

Возможно, она была счастлива в эти годы. В «Чтобы помнили» знакомые вспоминали, что они с новым мужем обдумывали переезд во Францию и обустройство «домика в деревне». К тому же Вилькину тогда на родине мало что держало. Хейфец ушел из Малого, его спектакли постепенно закрыли — остался один «Перед заходом солнца», в котором и была задействована актриса. В кино её по-прежнему звали от случая к случаю. В общем, всё подталкивало именно к эмиграции. Но тут ей в Малом пообещали свой моноспектакль — она как-то сумела договориться с Царевым, вышла от него окрыленная… И упала. Скончалась в тот же день, 7 апреля 1991 года. Ей было всего 45 лет.

О причинах смерти Натальи Вилькиной спорят до сих пор. Рассказывают, что проблемы со здоровьем у неё были серьезные — актриса курила по шесть пачек сигарет в день, и бросать не думала. Но официально считается, что она умерла от инсульта — ведь она действительно много лет играла на «обнаженном нерве» и пропускала через себя боль своих героев. У Тодоровского-младшего она так и не доиграла — оставалось две сцены, которые в «Любовь» так и не вошли.

Статьи по Теме

Кнопка «Наверх»