«Меня требовали посадить». Башмет рассказал о медальоне, который носит
В Новосибирске и Красноярском крае проходит ХII Транссибирский Арт-Фестиваль (ТСАФ), который, несмотря на западные санкции, остается международным.
В рамках феста проходят традиционные концерты и мастер-классы. В художественном музее состоялся вернисаж художника Евгения Ромашко, представившего тихую провинциальную Россию. Полный зал был и на уникальном концерте-спектакле «Когда пришла к тебе любовь», который по рассказу Юрия Казакова «Голубое и зеленое» сотворили режиссер Марина Брусникина, руководитель ансамбля «Солисты Москвы» Юрий Башмет и народный артист России Игорь Костолевский.
Зрители живо реагировали на тонкие интонации и иронию юного героя Алеши, от лица которого ведется повествование. А Игорь Матвеевич читал так, что казалось, это он сам здесь и сейчас переживает первую настоящую любовь…
У Костолевского — дебют
Для Юрия Башмета спектакль-концерт — не новый формат. Вот уже несколько лет он работает с Константином Хабенским, Евгением Мироновым. У Игоря Костолевского же в феврале нынешнего года случился дебют.
Юрий Башмет: Не первый раз играем этот спектакль, и видно, что Игоря зрители любят — залы всегда полные. Мы очень давно знакомы, дружим, но никогда прежде не оказывались на одной сцене. Помню, Игорь сказал: «Вот ты работаешь с Женей Мироновым, с Костей, а со мной нет ничего…» Говорю: «Давай, я — с удовольствием». С Мариной мы уже много раз работали, и в этот раз она стала режиссером.
Татьяна Уланова, aif.ru: Как подбирали музыку?
— По настроению. В соответствии с текстом. Я фантазировал, у нас есть даже один номер, который гуляет в самых разных направлениях. То мой внук играет цыганские напевы, то двое из ансамбля скрипачей выходят вперед… Это происходит в тот момент, когда по сюжету рассказа герой грустный едет домой на метро. В остальном у нас все стабильно.
Жанры и стили совершенно разные. Мне кажется, сюда очень подошла музыка Цфасмана, где солирует рояль — на нем играет моя дочь Ксения. Есть еще моменты в рассказе — с этим же композитором. А вокруг — и Свиридов, и Малер, и Григ в самом начале. Кстати, сейчас мне надо вспомнить, откуда Игорь выходит на сцену — слева или справа. Ведь сначала мы играем, а потом, на последних тактах, появляется он. По-моему, слева…
Вообще хочу сказать, Вадик (худрук ТСАФ Вадим Репин. — aif.ru) — большой молодец, что придумывает такие разные программы. Фестиваль развивается очень мощно, все складывается, как надо.
В последнее время гордится внуком
— В Москве дважды на сцену в этой программе выходил внук Грант — сын Ксении. В Новосибирск его не взяли?
— Он оканчивает школу и в этом году будет поступать в консерваторию. Сейчас как раз время подготовки к экзаменам. Раньше я опасался его выпускать на сцену, а последние года полтора горжусь им. Обтесался он на конкурсах.
— Или вы его «обтесали», как папа Карло?
— Нет, нет. Мы с ним редко занимаемся.
— Вы не первый раз на Транссибирском фестивале. Выступали и с концертами, и с литературно-музыкальными проектами…
— Мне нравится сочетать их в работе. Конечно, чисто музыкальных программ больше. Но и спектаклей немало, думаю, процентов 15–20 общей занятости. Я ведь не только с «Солистами Москвы» выступаю, но и с симфоническим оркестром «Новая Россия». На днях впервые выступал с национальным молодежным симфоническим оркестром. В программе были Моцарт и Шостакович.
Люди разве что на люстрах не висели
— Юрий Абрамович, вы всегда с медальоном. Что это за украшение?
— Тут такая история. Давно, лет 8 назад, я был в Тбилиси. До этого долго туда не ездил, была большая пауза. Меня пригласила директор специальной музыкальной школы (аналог московской ЦМШ). Она сестра режиссера Резо Гигиниешвили. Я согласился выступить с некоммерческим концертом — в поддержку этой школы. Приехал, репетировал. Все хорошо. А зал — мало сказать, что был перегружен — люди разве что на люстрах не висели. Жарко, окна открыли. И вдруг с улицы стали доноситься возгласы, началась демонстрация. Оказывается, люди требовали посадить меня на 3 года в тюрьму, и чтобы я заплатил 75 тысяч евро за нарушение закона о территориях — за год до этого я был в Абхазии. Такая же история между некоторыми арабскими странами и Израилем. Не знал. Когда мы гастролируем, то, находясь в Израиле, я не должен иметь в паспорте штампа о пребывании в арабских странах. И наоборот. Поэтому у нас два паспорта.
Возвращаясь к Грузии. Я очень тихо играл музыку Канчели. Вдруг стали шикать, был вызван ОМОН. Я долго сидел в артистической, после чего мы с коллегами решили не ехать на ужин, потому что это стало бы всем известно…
А когда мы собрались в доме директора школы (пришли все знаменитые грузины, в том числе, семья Брегвадзе, Кахи Кавсадзе), раздался телефонный звонок. Католикос-Патриарх Илия II пригласил меня в гости. Было уже довольно поздно, шла последняя служба. Потом мы слушали музыку, пили красное вино, и епископ пригласил меня чаще приезжать в Грузию. Говорил, что меня там любят. А историю с демонстрацией просил забыть и подарил этот медальон с Георгием Победоносцем, который, кстати, нельзя купить. Я спросил: как носить — под одеждой или поверх ее? Предстоятель ответил: снаружи. С тех пор ношу — и на сцене, и вне ее.