Матвиенко призвала сохранять ключевую роль учителя в образовании в эпоху ИИ
Валентина Матвиенко на заседании Совета Федерации. Архивное фото
В эпоху искусственного интеллекта и цифровых помощников нужно не просто сохранить роль учителя как ключевой фигуры в образовательном процессе, но и укрепить её, заявила спикер Совфеда Валентина Матвиенко.
В России 5 октября отмечается День учителя.
«Мы обязаны понимать, что сегодня мы вступаем в принципиально новую реальность – эпоху искусственного интеллекта и цифровых помощников. Совершенно очевидно, что стремительный, всё ускоряющийся прогресс будет менять нашу жизнь, наше общество», — написала Матвиенко в своем блоге на сайте Совфеда.
По её словам, изменения затронут и школу, систему воспитания. «Но я уверена, что даже в условиях таких тектонических сдвигов мы должны не просто сохранить роль учителя как ключевой фигуры в образовательном процессе, но и укрепить её. Это одна из главных задач государства. По крайней мере, мы в России видим это именно так», — отметила законодатель.
Спикер убеждена, что сама школа должна остаться «институтом непосредственного общения, живого диалога педагога и ученика». «Я не представляю, чтобы в этом общении место учителя мог целиком и равноценно занять робот. Мы по этому пути не пойдём», — подчеркнула она.
Бумажная работа
Матвиенко также отметила, что нужно довести до конца работу, которую уже начали, – реально избавить учителей от непрофильной, излишней бюрократической нагрузки, отнимающей немало сил и времени. Освободить от всего, что мешает им в общении с учениками. Нормативная база для этого создана. «Однако мониторинг показывает, что закон, принятый в 2022 году, призванный снизить объём бумажной работы учителя, слишком вольно трактуется на местах, и во многих субъектах Федерации педагоги так и не ощутили эффекта. И важная задача федеральных властей, в том числе сенаторов, которые представляют регионы, добиться точного и неукоснительного исполнения законодательства», — написала она.
Ещё один принятый закон, который запрещает местным властям самовольно требовать от педагогов готовить дополнительную избыточную отчётность, не указанную в министерском перечне, – вступит в силу 1 марта 2025 года, напомнила Матвиенко. «Надеемся, что он также существенно разгрузит учителей. И могу сказать, что в следующую весеннюю сессию одной из задач Совета Федерации будет отслеживание того, как заработает на земле этот механизм», — подчеркнула она.
Кроме того, нужно обратить внимание на острую нехватку учительских кадров в малых городах и посёлках. Министерство просвещения готовит Комплексную стратегию развития системы школьного образования на период до 2030 года, написала политик.
«Я убеждена: необходимо, чтобы она была увязана со Стратегией пространственного развития РФ на тот же период. Цель последней – не допустить, чтобы обжитая Россия, что называется, сжалась до нескольких агломераций. Значит, нужно создавать возможности для сохранения малых поселений», — отметила спикер.
А для этого требуется обеспечить условия для привлечения в провинцию учителей, прежде всего, молодых, энергичных. «На следующей неделе в правительстве РФ пройдёт обсуждение перспектив пространственного развития страны, и я очень рассчитываю, что и эта составляющая не выпадет из Стратегии», — заключила парламентарий.