Максим Дунаевский: «Я не бабник! Просто люблю женщин…»
15 января Максиму Дунаевскому исполнилось 80 лет.
Накануне в интервью «Миру новостей» знаменитый композитор рассказал о своих отношениях с женами — бывшими и нынешней (между прочим, уже восьмой по счету!), о дружбе с Михаилом Боярским и о том, что унаследовал от своего знаменитого отца.
— Максим Исаакович, с каким настроением встречаете юбилей?
— Замучили журналисты и телевизионщики с просьбами об интервью. В конце прошлого года отмечали юбилеи фильма «Мэри Поппинс, до свидания», режиссера Георгия Юнгвальда-Хилькевича, Михаила Боярского, сейчас мой юбилей, потом юбилей Димы Харатьяна, дальше — моего отца… Мое хорошее воспитание не позволяет мне бросать трубки и не отвечать тем, кто ко мне обращается. Но рассказывать все по двадцатому кругу тоже не хочется. В остальном — настроение прекрасное. Я — счастливый человек!
«НАТАШУ Я ОТПУСТИЛ»
— Тогда сразу быка за рога: вы счастливы в восьмом браке с молодой Аллой Новоселовой?
— Алла не такая уж и молодая, как об этом пишут в газетах. Она — не девочка, а опытная женщина, у которой есть прошлое… Да, я счастлив с Аллой. Очень. На 99 процентов уверен, что брак с Аллой — последний брак в моей жизни. Она именно та женщина, которую я искал.
— А с Натальей Андрейченко, вашей четвертой женой, вы общаетесь?
— Я в курсе того, что происходит с Наташей. Она живет на вилле в Мексике, на берегу океана, у нее там рай. Иногда приезжает в Москву. Недавно была. Но я очень много работаю сейчас, причем в разных театрах и разных городах, у меня премьера за премьерой и трудно найти время для личных встреч. Рад, что у Наташи все хорошо, что она замечательно выглядит, что пишет книги. Правда, я не читал ее автобиографическую книгу, потому что не читаю мемуары в принципе. Люблю художественную литературу — романы, приключения…
— Наталья Андрейченко в своей книге «Откровения» описывает вас как неверного мужа, неисправимого бабника. Что скажете?
— Свою неверность комментировать не буду. Что касается бабника, то этот тип не имеет ко мне отношения, как и тип Дон Жуана. Да, я очень люблю женщин, да, неоднократно был женат, да, не всегда был верен женам. Но я — не лжец, не тиран и не легкомысленный любитель удовольствий.
— Как же можете объяснить громкий развод с Натальей Андрейченко?
— Наташа встретила очень хорошего, очень талантливого и очень мощного человека — Максимилиана Шелла, который был и моим другом. Между ними возникла любовь. Не сразу, но возникла. И я ее отпустил… Мы сидели в обнимку с Наташей, плакали, и я ей сказал: «Наташа, Макс — достойный человек, и он даст тебе то, что я не смогу дать». Она совершила одну большую ошибку — бросила свою карьеру в России, когда вышла замуж за Шелла. Думала, что в Америке будет востребована. Увы! Да и странно было думать об этом.
«В ГОРОСКОПЫ НЕВОЛЬНО ПОВЕРИШЬ»
— В чем секрет вашего успеха, помимо таланта?
— Секрета нет, но я — очень работоспособный человек. Правда, никогда не занимаюсь тем, что не приносит мне удовольствия. Когда разочаровался в кинематографе, перестал писать музыку к фильмам. Потом появились интересные режиссеры, и я вернулся.
— Ваш отец, который тоже писал музыку к фильмам, очень любил кино. А вы, получается, нет?
— Да, вы правы, мой отец обожал кинематограф. А я отношусь к нему спокойно. Больше кино, даже больше музыки люблю литературу.
— Но вы похожи со своим отцом?
— Отец был очень красивым мужчиной. Гораздо интереснее меня. Он был другой. У нас противоположные знаки гороскопа. Я — Козерог, он — Водолей.
— Неужели вы верите в гороскопы?
— Невольно поверишь. Несколько моих жен были Скорпионами, а это кое-что значит.
— В вашей жизни был период активной работы в Америке. Что думаете об этой стране?
— Америка — интересная страна. Секрет успеха Америки во многом в том, что каждый американец по несколько раз в день произносит выражение «окей». Пространство наполняется огромным количеством жизнеутверждающей энергии.
— Вы успешно внедряете американский жанр мюзикл в российскую музыкальную жизнь. Хотя еще лет 10 назад многие говорили о том, что мюзиклы чужды нашему зрителю…
— А опера, которая родилась в Италии, тоже не наша? И балет не наш? Русские доказали, что замечательно справляются и с оперой, и с балетом, и с опереттой. Просто мюзикл куда более молодой жанр, возникший в 20-е годы прошлого века в Америке.
— То есть вы просчитали, что за мюзиклом будущее? У вас математический склад ума?
— Вряд ли мой ум математический. По крайней мере, по точным наукам я всегда получал очень плохие оценки. Но логичность мышления не зависит от способности к математическим вычислениям. К 80-летнему юбилею мой жизненный опыт присоединился к логике. В своем возрасте я уже могу делать точные и справедливые суждения.
— Ваша дружба с Михаилом Боярским продолжается?
— Да, но теперь уже по телефону. Михаил Сергеевич очень редко приезжает в Москву. Я гораздо чаще бываю в Петербурге и, если выдается свободный час, приезжаю к нему на Мойку. Но чаще мы общаемся по телефону.
— Михаил Боярский тоже Козерог, как и вы. Между вами много общего?
— Михаил Боярский — уроженец Петербурга, а я — москвич. Мы с ним — как эти две наши столицы. Миша — замкнутый человек, закрытый, молчаливый. Я — открытый, жизнерадостный и говорливый. Он — домосед, я — нет. У Михаила Сергеевича — единственный брак. Он — философ, а я — музыкант. Но мы ни разу в жизни не поссорились. Я что-то рассказываю, а Миша курит и слушает, и так много лет. Он не задает бестактных вопросов. Более того, он вообще не задает вопросов. Он очень красивый человек.
— А хороший артист?
— Роль д’Артаньяна — это актерская работа чистой воды. Если между мной и Боярским — общий знак гороскопа, то между Боярским и д’Артаньяном вообще ничего общего. Два антипода.
— Правда, что именно вы выбрали Боярского на эту роль?
— Да. Он пришел ко мне домой на прослушивание, попросил ноты, и мне это очень понравилось. Я подумал: «Если он знает ноты, у него получится все на свете». Позвонил режиссеру Юнгвальду-Хилькевичу и сказал: «Кажется, ко мне пришел д’Артаньян…»
* * *
Андрейченко — о разводе с Дунаевским:
«Мы приходим разводиться. Боже, как это все грустно… Нас спрашивают причину. Я не знаю, что ответить. Помню только ответ Максима, он встал и сказал следующее: «Ну если моя жена потеряла ко мне уважение, то о чем мы можем говорить?» Я запомнила только удар молотка — и все закончилось. Я пошла домой. Мне было так грустно… И я вспоминала все наши сложности с Максимом. Как он не напомнил режиссеру «Мэри Поппинс», что его подруга вообще-то Наталья Андрейченко — актриса, которая хочет эту роль. И как в самую сенсационную ночь появления на свет его первого ребенка он зачинал второго. И как я ждала его до трех ночи, унизительно выдувала дырочки в покрытом инеем стекле, чтобы разглядеть, вернулась его машина или он все еще якобы «играет в теннис». И как мы ехали на машине и он поворачивал голову за каждой ж*пой, иногда на 180 градусов, чуть не врезаясь в светофор… Это смешно. Но один раз я не выдержала и просто на ходу выбросилась из машины, поранив себя… Это сейчас я понимаю, что это была молодая глупая ревность, а тогда для меня это было настоящей бедой, трагедией… И вот я плелась из суда по Тверской улице, и слезы текли по моему лицу. Это было завершением важной эпохи моей жизни…»
(Отрывок из книги Н. Андрейченко «Откровения»)