Культура

«Ленком — театр для взрослых». Певцов показал «Завещание Марка Захарова»

Скандал между актером и политиком Дмитрием Певцовым и театром «Ленком» и не думает заканчиваться, хотя и потерял былую остроту. Главные слова были сказаны на прошлой неделе: Певцов уходит из театра, в котором проработал 33 года, а театр это решение если не одобряет, то поддерживает. Но взаимные обвинения продолжаются. И Певцов выложил в качестве козыря «завещание Марка Захарова», которое, по его мнению, «Ленком» не исполняет. Директор театра Марк Варшавер, сам проработавший с Захаровым более 30 лет, называет эти два заполненных рукописным текстом листка «обычной служебной запиской», которые умерший в 2019 году худрук писал ежегодно.

С чего начался этот скандал?

На прошлой неделе Певцов заявил, что театр, которому он отдал три десятилетия своей жизни, убрал из фойе его фотографию, висевшую рядом с фото других звезд труппы. Такой поступок обидел актера, и он решил окончательно проститься с легендарной сценой, в том числе с ролью графа Резанова в рок-опере «Юнона и Авось», которую играл с 2005 года, заменив пострадавшего в тяжелой аварии Николая Караченцова. Правда, он собирался ещё раз сыграть с коллегами по театру — в выездном спектакле «Tout payé, или Всё оплачено», который должен пройти в Петербурге в конце января.

Варшавер посчитал, что обиды Певцова не имеют под собой оснований — в труппе он не числится с 2021 года, когда стал депутатом Госдумы, а значит, и на фотографию в фойе претендовать не может, а из спектаклей, в которых занят актер, его никто не убирал. То же самое директор сказал и про актрису Александру Захарову, дочь Марка Захарова, которая тоже отметилась громкими заявлениями.

Погасить громкий спор не удалось. Певцов сделал новые заявления, его убрали из актёрского состава питерского «Всё оплачено», а актер Александр Збруев, работающий в «Ленкоме» с 1961 года и повидавший многое и многих, опубликовал открытое письмо, в котором призвал коллегу не полоскать театр в грязи. Но на этом ничего не закончилось — Певцов опубликовал в своем блоге «завещание Марка Захарова».

Что за завещание?

Все успехи и слава московского театра Ленинского комсомола связаны как раз с Захаровым. Он пришел в этот театр в 1974-м и вскоре смог поднять его буквально из руин. Именно он поставил многие легендарные спектакли (в том числе и «Юнону и Авось»), он приглашал известных режиссеров, например Глеб Панфилов поставил «Гамлета», с которого и началась карьера Певцова в театре. Захаров умер в 2019 году, а после него «Ленком» возглавил Варшавер как директор с расширенными полномочиями.

Читать также:
Твоя навеки — рабыня Изаура. Как советских зрителей приучили к «мылу»

Опубликованный Певцовым документ — два рукописных листка, которые любопытны сами по себе. По форме он что-то вроде служебной записки от Захарова директору театра (то есть Варшаверу) и заведующему режиссёрским управлением. Речь идет о количестве необходимых репетиций для разных спектаклей. Так, для «Фигаро» и «Вишнёвого сада» репетиции не нужны, а «Кабинет следователя» достаточно отрепетировать один раз. Также указано, сколько и каких спектаклей должно идти в театре за месячный период. В общем, эдакая театральная кухня, про которую поклонники театра могут и не знать. В записке есть и неожиданные примечания. Например, Захаров пишет: «Личные интересы людей, находящихся вне труппы, учитывать не обязательно». Или предлагает убрать из репертуара или свести к минимуму детские постановки, потому что «Ленком — театр для взрослых».

«Это почерк Марка Захарова. Это его творческое завещание. Документ так не был напечатан, а после смерти автора был проигнорирован директором театра…» — утверждает Певцов.

Что говорят про «завещание» в театре?

По словам Варшавера, опубликованный Певцовым документ — всего лишь ежегодная служебная записка, в которой Захаров описывал своё видение ситуации со спектаклями и репертуаром.

«Те спектакли Марка Анатольевича, которые сегодня идут в театре, а их восемь, примерно таким же образом и формируются. Иначе просто невозможно, так как у нас одна сцена, спектаклей 17, а рабочих дней 25-26 в месяц. Этот расклад понятен любому театральному деятелю», — приводит ТАСС слова Варшавера.

Кроме того, директор пояснил, что эта записка написана в 2019 году, с тех пор прошло пять лет, «Ленком» продолжает работу над новыми спектаклями, выпускает премьеры, и именно из-за ограничений сцены старые спектакли могут уходить.

«Жизнь его не может остановиться с уходом режиссёра, даже самого великого», — заключил Варшавер.

Впрочем, вряд ли его слова убедят Певцова или его поклонников, хотя самым разумным для всех сторон этого конфликта было бы взять паузу, а потом и просто поговорить, чтобы примириться — ради театра и его зрителей. Потому что «Ленком» — действительно театр для взрослых, как и написал Марк Захаров.

Статьи по Теме

Кнопка «Наверх»