Кино только на родине. Судьба актрис, эмигрировавших накануне распада СССР
Содержание:
Во второй половине 1980-х в советском кино сложилась уникальная ситуация — государство, которое выделяло деньги на производство фильмов и одновременно следило за их идеологическим наполнением, внезапно отказалось от работы цензором. Деньги же при этом выделялись исправно — и снимать можно было почти всё. В этот период появилось несколько фильмов, которые ещё могли похвастаться аудиторией, сравнимой с той, что смотрела кино раньше — у лидеров 1987-го и 1988-го годов, «Человека с бульвара Капуцинов» и «Маленькой Веры» было 50,6 млн и 56 млн зрителей соответственно. Но именно тогда в наши кинотеатры начали активно и почти бесконтрольно проникать западные ленты, которые и захватывали отечественный прокат, да и многие советские фильмы того времени можно отнести к категории «перестроечная чернуха».
Закончился этот период внезапно — вместе с развалом СССР закончилось и государственное финансирование. Кинопроизводство почти остановилось, новые картины снимали уже не так часто, как прежде. Кинематографисты пытались найти способ выжить в новых условиях — так появилось «кооперативное» кино. Но всё равно многие актеры просто остались без привычной работы — и именно они начали активно смотреть в сторону Запада.
Актеров среди эмигрантов всегда было не очень много — было понимание, что в новой стране сохранить профессию почти нереально. Уезжали актрисы, вышедшие замуж за иностранцев, — Наталья Андрейченко, Галина Логинова, Лариса Еремина, Елена Коренева; уезжали в надежде на лучшее и актеры — самые известные из них, пожалуй, Савелий Крамаров и Олег Видов. Их опыт новому поколению мигрантов вряд ли мог помочь — в СССР про них почти не упоминали, и лишь с перестройкой посетители видеосалонов увидели, например, «Москву на Гудзоне» с Крамаровым или «Красную жару», где Видов играл напарника самого Арнольда Шварценеггера. То, что это чуть ли не разовые работы, — никто не задумывался, на отечественную аудиторию они вывалились массово. И, скорее всего, повлияли на отъезд тех звезд, которые не нашли себя в новой реальности.
Елена Соловей
Эта актриса была очень востребована в советском кино в 70-е и 80-е годы. Снималась у Никиты Михалкова и Сергея Соловьева, в её фильмографии того времени около 80 работ, среди которых — картины «Вам и не снилось…», «Ищите женщину», «Блондинка за углом», «Жизнь Клима Самгина». Уехала в США в конце августа 1991-го — вместе с мужем, художником-постановщиком Юрием Пугачом, и двумя детьми. Судя по всему — бежали от неопределенности после Августовского путча и без особой надежды на карьеру в Америке. Соловей в Америке преподавала актерское мастерство, работала на русском радио и играла в русском театре. Иногда получала небольшие роли в различных проектах — например, она сыграла в сериале «Клан Сопрано».
Наталья Негода
Карьера Негоды началась как раз во второй половине 80-х — она окончила Школу-студию МХАТ, где училась у Андрея Мягкова, сыграла в фильме Юрия Кары «Завтра была война», а потом вытянула счастливый билет. В 1987-м молодой режиссер-постановщик Василий Пичул пригласил актрису в свой фильм «Маленькая Вера» — и после премьеры начинающая актриса прославилась на весь СССР и стала известной за его пределами. Для Негоды это закончилось очень откровенными съемками для журнала «Плейбой» и попыткой повторить успех в новой работе Пичула. Но после провала картины «В городе Сочи темные ночи», который вышел как раз в 1991-м, Наталья приняла предложение переехать в США. Особых высот там она, впрочем, тоже не добилась — за все 90-е она сыграла всего четыре роли, одной из которых была роль в американском перестроечном фильме «Назад в СССР». Уже в конце нулевых она вернулась в Россию, но карьеру возобновлять не стала, да и вообще на публике начала появляться лишь несколько лет назад, под 30-летие «Маленькой Веры».
Наталья Лапина
Наталья Лапина получила актерскую профессию в 1986-м — как и её тёзка Наталья Негода. Только она училась в Горьком (сейчас — Нижний Новгород), а потом работала в ленинградских театрах. Пела в рок-группах, очень активно снималась в кино — буквально за четыре года в её фильмографии появилось полтора десятка работ, среди которых были «Жизнь Клима Самгина», «Остров погибших кораблей», «Собачье сердце» и «Руанская дева по прозвищу Пышка», где она получила главную роль. Но в 1991-м её пригласили в Германию, через два года она перебралась в США, дважды была замужем, сыграла несколько ролей в немецких и американских фильмах и сериалах — и после второго развода вернулась в Россию. Впрочем, после возвращения она к актерской работе не вернулась, хотя однажды появилась в небольшом эпизоде сериала «Убойная сила» — вернее, в его американских сценах.
Людмила Нильская
Эта актриса была очень востребована в 80-е — после выпуска из Щукинского театрального училища её взяли в театр имени Маяковского, начали приглашать на заметные роли в кино. Она появлялась в фильмах «Петровка, 38», «Через тернии к звёздам», «Государственная граница», «Моонзунд», «Гардемарины, вперёд!», засветилась и в «кооперативном» кино Анатолия Эйрамджана — её можно увидеть в комедии «Бабник». Но в 1994-м Нильская уехала в США вслед за мужем, который собирался построить в Америке прибыльный бизнес. Затея, впрочем, не удалась, а через несколько лет они ещё и развелись; за всё время эмиграции актриса в кино не снималась. В начале нулевых она вернулась в Россию, устроилась в театр, снималась в различных телесериалах. Самой заметной её работой этого времени стал сериал «Галина», где она сыграла Галину Брежневу — за эту роль она получила кинопремию «Золотой орёл».
Арина Алейникова
Она родилась во время войны в семье знаменитого на всю страну актера Петра Алейникова («Семеро смелых», «Трактористы») — и пошла по стопам отца. Правда, до его славы она добраться не сумела. После нескольких заметных работ в самом начале карьеры — Алейникова снималась в фильмах «Живые и мёртвые», «Я шагаю по Москве», играла пионервожатую в «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» — она так и не смогла дождаться «ту самую» роль. В итоге её фильмография состояла в основном из эпизодов и характерных ролей, а к концу 80-х даже это ей предлагать перестали. В начале 1990-х Алейникова с семьей эмигрировала в США, но там даже не пыталась сделать кинокарьеру — работала в социальной службе, помогала приехавшим из стран бывшего СССР устроиться на новом месте. Иногда приезжала в Россию — тут жила её мать, монтажер «Ленфильма» (она скончалась в 1993-м), и брат, оператор Тарас Алейников (умер в 2004-м). О своей жизни после эмиграции Алейникова ни разу не рассказывала, но в 2009-м приняла участие в документальном фильме о своем отце, Петре Алейникове.