Культура

«Интердевочка» стоила как Жеглов. Самые дорогие актрисы советского кино

Голливудские актрисы много лет потратили на борьбу за равную с мужчинами-актерами оплату своего труда — и, в принципе, определенных успехов добились. Во всяком случае, звезды получают на «фабрике грёз» солидные гонорары и могут выдвигать свои условия студиям. В СССР всё было проще, причем безо всяких актерских гильдий — актерские ставки утверждались официально, зависели от присвоенной актеру категории, почетных званий и иных (иногда нематериальных — например, были доплаты за яркое дарование и народное признание) условий, но в целом составляли от 80 до 500 руб. за месяц съемок. Иногда актерам полагались премии — особенно если фильм оказывался успешным, но в целом оплата их труда от проката или телевизионных рейтингов зависела мало. Случались разные коллизии — например, Станислав Говорухин банальным шантажом «выбил» из начальства 10 тыс. руб. Владимиру Высоцкому за роль Жеглова в «Место встречи изменить нельзя», но такие случаи можно было по пальцам пересчитать.

В принципе, неравенство в оплате труда между актрисами и актерами в СССР тоже присутствовало, но объяснялась эта разница просто. У снимавшихся в кино актрис было меньше главных ролей, меньше тех же почетных званий, меньше того самого «народного признания». Но всё равно их зарплаты были повыше, чем в среднем по стране, к тому же не стоит забывать, что многие из них состояли в штатах киностудий, а также получали оплату даже за пробы, пусть и небольшую — примерно 20-30 руб. Но рекордсменки среди советских актрис всё же находились.

Десять тысяч в кассе

Известно по меньшей мере два случая времен СССР, когда актрисы получали очень серьезные гонорары. Первый произошел в середине 1960-х — тогда Людмила Савельева получила 10 тыс. руб. за роль Наташи Ростовой в масштабной эпопее Сергея Бондарчука «Война и мир». Впрочем, такой размер оплаты для этой актрисы понятен — четыре части «Войны и мира» снимались пять лет, и исполнительница главной роли участвовала в большом количестве сцен. Напомним, что Бондарчук только как режиссер получил за этот проект 30 тыс. (по 7,5 тыс. за каждую серию) — а ещё он был соавтором сценария и сыграл Пьера Безухова, который тоже был значимым персонажем.

Второй случай с большим гонораром для актрисы относится уже к самому концу 1980-х. Кооперативное кино только прокладывало себе дорогу в перестроечном Советском Союзе, и самым первым (даже поперед Анатолия Эйрамджана) в этот поезд успел заскочить Петр Тодоровский со своей «Интердевочкой». Его супруга Мира была кем-то вроде первого советского продюсера — сумела договориться с инвесторами, которые вложили в производство очень большие деньги, в том числе — в иностранной валюте. Собственно, даже гонорар Тодоровского составлял солидные для кинематографистов СССР 120 тыс. руб. (сравните с 30 тыс. Бондарчука). Ну а исполнительница роли валютной проститутки Елена Яковлева получила 10 тыс., причем совсем не за пятилетнюю работу — «Интердевочку» сняли всего за три месяца летом 1988 года.

Звезды хитов проката

На фильмы, которые собирали десятки миллионов зрителей, государство тратило не так уж и много средств. Леонид Гайдай получал на свои комедии примерно 400-600 тыс. руб., столько же доставалось и его коллеге по жанру Эльдару Рязанову. К тому же, как уже говорилось, от размера аудитории актерский гонорар никак не зависел. Гайдай сумел выбить Никулину за «Бриллиантовую руку» чуть больше 5 тыс. руб. — и 2 тыс. из них составляла премия; и это Никулин ещё имел право на повышенную ставку. Примерно столько же досталось Александру Демьяненко — Шурику из «Кавказской пленницы» — 5220 руб. А вот актрис Гайдай словно не жаловал — правда, в его фильмах у них очень мало главных ролей.

Читать также:
Никто не хотел быть вторым. Почему распались семьи Михалкова и Кобзона

Но, например, Наталье Варлей за ту же «Кавказскую пленницу» заплатили всего 1219 рублей и 24 копейки; ещё 237 руб. получила Надежда Румянцева за озвучание роли Нины, которым она занималась 7 дней. Пела за Нину, кстати, Аида Ведищева. Но Варлей тогда была никому не известной молодой актрисой без профильного образования (Щукинское училище она окончила лишь в 1971 году) — и её работу оплачивали по самой низкой ставке.

Наталья Селезнева за роль Лиды в «Операции «Ы» получила много меньше Демьяненко-Шурика — у того было 3376 руб., а актрисе заплатили 450. Но и здесь всё зависело от известности (Демьяненко уже снимался, а Селезнева была всего лишь студенткой) и съемочных дней.

Любопытно получилось и с «Бриллиантовой рукой». Нина Гребешкова (супруга Гайдая, кстати) за роль жены персонажа Никулина получила 792 руб., Нонна Мордюкова, сыгравшая сурового управдома — 1531 руб. А вот Светлана Светличная за несколько появлений на экране (в том числе в знаменитой сцене «Не виноватая я») — 346 руб.

Необъяснимые вещи

Конечно, бухгалтеры советских киностудий и директора фильмов, скорее всего, очень тщательно следили за подсчетом правильности гонораров. Но некоторые моменты объяснить очень сложно.

Например, Людмила Гурченко за роль Леночки Крыловой в «Карнавальной ночи» получила 3250 руб.; впрочем, дело было ещё в 1956-м, ещё до появления свода правил по актерским зарплатам (градации появились в 1961-м, а оклады подкорректировали в 1974-м), так что можно списать столь невысокий гонорар на отсутствие необходимых законов. К тому же Гурченко тогда тоже ещё училась и не могла рассчитывать на большую ставку.

И весьма любопытно распределились зарплаты актеров в бессмертном новогоднем хите Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром». Исполнитель роли Жени Лукашина, актер Андрей Мягков, получил 3 тыс. руб. за две серии, а сыгравшие роли Нади и Ипполита Барбара Брыльска и Юрий Яковлев — по 2 тыс. Но и в этом случае всё можно объяснить существовавшей в СССР системой почетных званий. У Мягкова и Брыльски никаких званий на тот момент не было; Мягков стал заслуженным артистом РСФСР лишь после «Иронии…» и благодаря ей, а Брыльска — вообще была польской актрисой, которой советские звания положены не были. Но у Жени оказалось больше смен, чем у Нади — вот он и получил побольше. Иное дело Яковлев, который получил статус народного артиста РСФСР ещё в 1968-м — Ипполит появлялся на экранах ещё меньше Нади, но гонорар актеров был одинаковым. Впрочем, Мягков и Брыльска за «Иронию» получили Государственную премию СССР — а это на тот момент 2,5 тыс. руб.

Статьи по Теме

Кнопка «Наверх»