И верный д’Артаньян. Существует ли проклятие «Трех мушкетеров»?
Мистике вокруг фильмов по мотивам литературных произведений иногда уделяется слишком много внимания. Широко известно «проклятие» романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» — мол, актерам не стоит участвовать в этой «штуке Воланда». Даже находят подтверждения, которые, правда, связаны с масштабным сериалом Владимира Бортко 2005 года, в котором было задействовано множество артистов — и да, некоторые из них скончались за эти двадцать лет.
«Проклятие» романа Дюма «Три мушкетера» не столь популярно, но считается, что фильмы про приключения бравого гасконца и его друзей ждет обязательный провал в прокате и быстрое забвение. Но кинематографисты то ли не знают об этом «проклятии», то ли и сами быстро забывают неудачи, но «Три мушкетера» входят в число самых экранизируемых литературных произведений. С момента изобретения кинематографа было снято около полутора сотен фильмов разных жанров, от серьезных драм до веселых пародий, различных анимационных и игровых сериалов. И этот поток вряд ли остановится в ближайшем будущем, хотя, пожалуй, в чем-то адепты «проклятия» правы — большинство экранизаций прочно забыто, как и исполнители главных ролей. Но всё ли настолько плохо?
Немые д’Артаньяны
Первый фильм — разумеется, немой и черно-белый — по «Трем мушкетерам» во Франции сняли в 1903 году, но сведений о нем не сохранилось. Затем роман экранизировали и в Европе, и в США, но самым масштабным проектом эры немого кино оказался французский сериал 1921 года молодого режиссера Анри Диамана-Берже — 12 часовых эпизодов, огромный по тем временам бюджет в $2,5 млн, сотни статистов, впечатляющие декорации. И артист оперетты Эме Симон-Жирар, которого режиссер выбрал на роль д’Артаньяна за умение фехтовать и ездить на лошадях. Симон-Жирар после этого проекта стал звездой, играл долго, среди его ролей был и первый Фанфан-тюльпан во французском кино. Данные о сборах этого сериала отсутствуют, но через 12 лет Диаман-Берже пытался повторить успех своей картины в условиях звукового кино, он даже позвал тех же актеров; впрочем, снять ещё один блокбастер ему не удалось.
Именно тогда и закладывался «канон» экранизации романа Дюма — звезда в роли д’Артаньяна, непременные плащи с крестом и много-много сражений на шпагах. Ещё были коварный кардинал и его неумелые гвардейцы, красивая Миледи, а за юмор, как правило, отвечали слуги мушкетеров. Главного героя в разные годы играли комик Макс Линден, Дуглас Фэрбенкс, Джон Уэйн, Джин Келли, Жан-Поль Бельмондо и Максимилиан Шелл.
Проблема была в том, что все эти версии «Трех мушкетеров», действительно, не оставляли после себя ничего — даже лента с Бельмондо в его фильмографии упоминается чрезвычайно редко, уступая место другим работам французского актера. Ну а Уэйн, например, вообще стал символом жанра вестернов, а не костюмных исторических приключений.
Главные французские мушкетеры
Начиная с 1950-х редкий год обходился без очередной экранизации романа Дюма — свои версии снимали буквально везде, не только во Франции и в Америке, но и в Индии, Мексике, Италии и Аргентине. Но особняком в этом ряду бесконечных мушкетеров стоит французский фильм 1961 года Бернара Бордери. Этот режиссер больше известен по серии фильмов про Анжелику, но фильм «Три мушкетера» был весомой заявкой на лидерство среди других постановщиков жанра «плаща и шпаги». На роль д’Артаньяна был приглашен актер Жерар Барре, а роль Миледи досталась секс-символу тогдашнего французского кино Милен Демонжо (советские зрители её запомнили по роли Элен в комедийной трилогии про Фантомаса).
Фильм у Бордери получился, можно сказать, классическим — именно его приводят в пример, когда говорят о «настоящих «Трех мушкетерах». О провале тоже говорить не стоит. По данным киноаналитика Сергея Лаврова, бюджет картины был примерно $1–1,5 млн, а кассовые сборы во Франции и других странах (без учета СССР) составили $4,2 млн. На родине фильм посмотрели 4,71 млн зрителей — весомый результат для французского кино; ещё 4,7 млн у него было в Чехословакии. Ну а в советском прокате, куда эти «Три мушкетера» добрались спустя два года, в 1963-м, их аудитория составила 42,5 млн зрителей для первой серии и 31,3 млн — для второй.
Правда, СССР покупал фильмы за фиксированную сумму, а все сборы от советских зрителей оставались в нашей стране.
Впрочем, несмотря на в целом хорошие цифры, для СССР эти «Три мушкетера» эталоном не стали. Их смотрели, но до всенародной любви дело не дошло. Как и в случае с пародией от комик-труппы Шарло «Четыре мушкетера» (режиссер Андре Юнебель) — в 1978-м эту комедию посмотрели 56,6 млн зрителей, над ней посмеялись… Но у нас тогда были собственные мушкетеры.
Отечественный «канон» героев романа Дюма — это телевизионный фильм Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Д’Артаньян и три мушкетёра» 1977 года. Заглавный герой — это, конечно, Михаил Боярский с усами; его товарищи — Вениамин Смехов, Валентин Смирнитский и Игорь Старыгин. Миледи — Маргарита Терехова, а Констанция — Ирина Алферова. Всё, и иначе, наверное, быть не может — как не сможет наша аудитория принять кого-то другого на роль Шерлока Холмса, кроме Василия Ливанова.
Современные мушкетеры
Ну а большинство кассовых провалов экранизации «Трех мушкетеров» относится уже к современному времени, хотя и в этом случае не всё так просто. В 1993-м на классический сюжет обратила внимание компания Disney. Д’Артаньяна сыграл 23-летний Крис О'Доннелл (он тогда был на слуху после «Запаха женщины» с Аль Пачино), трех мушкетеров сыграли Чарли Шин, Кифер Сазерленд и Оливер Платт. Фильм неплохо заработал — при бюджете в $30 млн его выручка в прокате составила $110 млн, но Disney всегда умел рекламировать свои проекты.
Однако с учетом того, что рекламный бюджет фильма неизвестен (а он часто может даже превышать производственный), неизвестна сумма, ушедшая сторонним прокатчикам, можно предположить, что фильм не стал большим хитом, как того хотела студия. Косвенным подтверждением этого можно считать то, что фильм не получил продолжений — что нехарактерно для Disney, обычно заключающей контракты со звездными актерами сразу на серию фильмов.
А вот попытку режиссера Пола У. С. Андерсона, известного франшизой «Обитель зла», создать новую версию романа Дюма, в которой главная роль отводилась Миледи (её сыграла супруга режиссера Милла Йовович), оказалась не столько успешной — бюджет $70 млн, сборы — $130 млн, и продолжения эта история не имела.
Хуже всего дела обстояли, когда в сюжет про бравого гасконца пытались добавить немного западной «повестки» — с инклюзивностью и разнообразием. Например, французский фильм «Все за одну» (Toutes pour une), в котором все мушкетеры оказываются женщинами, причем разных рас и вероисповедания — и это во Франции XVII века. Картина вышла в прокат на прошлой неделе и уже стала «кассовой бомбой» — примерно тысяча проданных билетов за первый день, около 10 тысяч — за уикенд и общее место по выручке за пределами топ-30.
Ещё один похожий проект был придуман в Англии — малоизвестный режиссер Билл Томас снял своих «Трех мушкетеров», взяв на роль Д’Артаньяна ещё более малоизвестного чернокожего актера Малахию Пуллар-Лачмана. Критика этот проект разгромила, окрестив «местью англичан французам за Столетнюю войну», а в прокате фильм собрал, по некоторым данным, около $30 тысяч.
А вот французский двухчастный проект Мартена Бурбулона «Три мушкетера» во многом следовал сложившемуся ещё в 1920-е «канону», и в целом его можно назвать успешным. В ролях в нем были заняты достаточно известные актеры — Венсан Кассель (Атос) и Ева Грин (Миледи). Никаких отступлений от описаний Дюма, шикарные декорации и приличный для Франции бюджет в $39 млн за два фильма. И как результат — обе части собрали в мировом прокате примерно $48 млн, были проданы на стриминги и, наверное, сумели окупить производство. Тем более что во Франции существует система господдержки кино, которая покрыла часть затрат на дорогой костюмный проект.