Эмигрантки по любви. Советские актрисы, которые уехали из СССР ради мужей
Содержание:
Бегство артистов из СССР на Запад обычно сопровождалось нешуточными скандалами. Таких перебежчиков могли лишить гражданства, их имена убирали из титров и вообще старались забыть, а у фильмов с их участием начинались проблемы с прокатом или показом по ТВ. Конечно, эмиграция чаще всего случалась из-за ощущения собственной невостребованности. Этим, например, объясняли свой отъезд Олег Видов или Савелий Крамаров — правда, в западном кино их особо не ждали, а карьере на новом месте мешал еще и языковой барьер.
Актрисы тоже оказывались за границей, хотя чаще всего это происходило из-за любви. Но итог был примерно тем же — отсутствие предложений и достойных ролей и почти полное забвение на родине. Правда, и в этом случае были исключения, которые лишь подтверждали общее правило.
Янина Жеймо
Эту актрису сложно назвать настоящей эмигранткой. Она родилась в 1909 году в Гродненской губернии (сейчас это Белоруссия) в польской семье; затем переехала в Ленинград, выступала в цирке и на эстраде, много снималась в кино — и в немом, и в звуковом. Настоящую известность Жеймо обрела в 1947-м — в возрасте 38 лет она сыграла юную Золушку в одноименной сказке Надежды Кошеверовой, но после этого успеха она практически рассталась с кино. Два ее брака (вторым мужем актрисы был режиссер Иосиф Хейфиц) закончились разводами. В середине 1950-х Жеймо вышла замуж третий раз — за польского кинооператора Леона Жанно и в 1957-м перебралась в Польшу. В кино она больше не играла, хотя предложения были, в СССР изредка приезжала — и вообще ее отъезд прошел мирно и спокойно. Скончалась актриса в 1987-м и была похоронена в Москве.
Римма Шорохова
Еще один отъезд, который в СССР решили не замечать. Шорохова была одной из самых востребованных актрис 1950-х, она начала сниматься сразу после окончания ВГИКа в 1951-м и за несколько лет сыграла в полутора десятках картин. Среди ее ролей были и главные («Случай в тайге» и «Дом, в котором я живу»), но чаще вспоминают ее работу в мелодраме «Весна на Заречной улице», где ее партнером был ее же муж Владимир Гуляев. Но брак с Гуляевым вскоре распался, а на съемках советско-чехословацкого фильма «Прерванная песня» она встретила кинооператора Яромира Гольбуха и вышла за него замуж. Вскоре она перебралась к мужу в Чехословакию, где работала на радио, затем, по слухам, была администратором одного из ресторанов Праги. В кино Шорохова больше почти не снималась — у нее было лишь несколько ролей сразу после переезда.
Яркие роли Елены Кореневой в кино
«Романс о влюблённых» (1974) — Таня, возлюбленная Сергея Никитина. © www.globallookpress.com
«Сентиментальный роман» (1976) — пионервожатая Зоя-маленькая.
«Ася» (1977) — Ася. © www.globallookpress.com
«Сибириада» (1978) — Тая Соломина (в 1940-е годы). © www.globallookpress.com
«Тот самый Мюнхгаузен» (1979) — возлюбленная барона Мюнхгаузена Марта.
«Сватовство гусара» (1979) — Елизавета Потаповна Лоскуткова, дочь ростовщика.
«Покровские ворота» (1982) — медсестра Людочка, возлюбленная Хоботова.
«Инспектор Лосев» (1982) — Елена Златова, лейтенант милиции.
«Ловушка для одинокого мужчины» (1990) — мадемуазель Ивон Берто, медсестра.
Яркие роли Елены Кореневой в кино
«Романс о влюблённых» (1974) — Таня, возлюбленная Сергея Никитина. © www.globallookpress.com
«Сентиментальный роман» (1976) — пионервожатая Зоя-маленькая.
«Ася» (1977) — Ася. © www.globallookpress.com
«Сибириада» (1978) — Тая Соломина (в 1940-е годы). © www.globallookpress.com
«Тот самый Мюнхгаузен» (1979) — возлюбленная барона Мюнхгаузена Марта.
«Сватовство гусара» (1979) — Елизавета Потаповна Лоскуткова, дочь ростовщика.
«Покровские ворота» (1982) — медсестра Людочка, возлюбленная Хоботова.
«Инспектор Лосев» (1982) — Елена Златова, лейтенант милиции.
«Ловушка для одинокого мужчины» (1990) — мадемуазель Ивон Берто, медсестра.
Елена Коренева
Дочь режиссера Алексея Коренева («Большая перемена») в кино начала сниматься еще в школе, сыграв в 16 лет в картине отца «Вас вызывает Таймыр». Окончила театральное училище имени Щукина, работала в «Современнике» и в театре на Малой Бронной, много снималась в кино — в ее фильмографии «Романс о влюбленных» и «Сибириада» Андрея Кончаловского, «Ярославна, королева Франции», «Экипаж», «Тот самый Мюнхгаузен». Покинула СССР опять же по семейным обстоятельствам — в 1982-м актриса вышла замуж за американца Кевина Мосса и уехала с ним в США. Этот очень быстрый отъезд едва не закончился запретом фильма «Покровские ворота», выход которого был отложен на несколько месяцев. Режиссер Михаил Козаков даже сочинил стих, в котором отозвался о Кореневой очень нелицеприятно. Но семейная жизнь у актрисы в новой стране не сложилась — у мужа оказалась нетрадиционная ориентация, последовал скорый развод, и она одно время работала официанткой, чтобы заработать на жизнь. В Америке Кореневой удалось снова поработать с Кончаловским — она снялась в его фильмах «Возлюбленные Марии» и «Гомер и Эдди». Но уже с конца 80-х она снова играла в советских (а потом и российских) фильмах, а в 1993-м окончательно вернулась на родину.
Лариса Еремина
Эту актрису сложно назвать звездой советского кино. После окончания Школы-студии МХАТ Еремина снималась хоть и часто, но без особых прорывов. В ее советской фильмографии есть два фильма Леонида Гайдая — в «Иван Васильевич меняет профессию» она сыграла одну из девушек на пиру, а в «Не может быть!» — эффектную и стервозную Софочку. Из СССР актриса уехала в конце 70-х — вышла замуж за американского скрипача Григория Вейна и перебралась в Лос-Анджелес. В американском кино она снималась нечасто и в эпизодах — ее можно увидеть в фильме «Миллионы Брюстера» и в мыльных операх «Молодые и дерзкие» и «Главный госпиталь». В основном Еремина преподавала — например, учила студентов драматическому искусству в университете Лос-Анджелеса, создала собственную школу, а также работала на русскоязычном радио.
Светлана Смехнова
Девушка с необычной внешностью снималась с детства — правда, в небольших кино- и телероликах рекламного и обучающего характера. Но сразу после школы ей начали предлагать роли в кино — в конце 1960-х она сыграла сразу несколько ролей, среди которых была Василиса Прекрасная в сказке Бориса Рыцарева «Веселое волшебство». Судьба ее вообще баловала — она и во ВГИК поступила на курс Герасимова и Макаровой. И именно там познакомилась со студентом из Югославии Драганом Благоевичем, а вскоре после выпуска уехала на родину мужа. В кино там Смехнова снималась редко, но была востребованной театральной актрисой. В конце 70-х ей удалось вырваться в СССР, чтобы сыграть одну из самых известных своих ролей — в картине «Таежная повесть» по прозе Виктора Астафьева. В конце 90-х Смехнова вернулась в Россию, сыграла несколько ролей в кино и сериалах.