«Дошло до рукопашной». Из-за чего Гундарева схлестнулась с Дорониной
Содержание:
Нередки истории, когда актеры в кадре улыбаются друг другу, а когда выключается камера, даже не здороваются. В случае с народной артисткой СССР Татьяной Дорониной и народной артисткой РСФСР Натальей Гундаревой совместных киносъемок не было. Но был один театр, который оказался слишком тесным для двух див.
«Пухляш с веснушками»
Доронина старше Гундаревой на 15 лет — когда последняя в 1971 году пришла в Маяковку после театрального училища, первая уже была звездой всесоюзного масштаба. Зрители уже знали её по фильмам «Старшая сестра», «Ещё раз про любовь», «Три тополя на Плющихе».
Когда режиссёр Андрей Гончаров приступил к постановке «Банкрота» Островского, главную роль Липочки он отдал Дорониной, хотя она была почти на 20 лет старше героини Островского. В пьесе Липочке 18-19 лет, Дорониной было 38.
В то же время о роли Липочки со студенческой скамьи мечтала Наталья Гундарева. А за свои актёрские мечты она привыкла бороться. Гундарева выучила слова роли, приходила на репетиции Гончарова с Дорониной, скрупулезно записывая все его замечания в специальную тетрадочку. Незадолго до премьеры Доронину пригласили в Европу на кинофестиваль. И она согласилась, хотя Гончаров это не одобрял. Для него выпуск нового спектакля был священнодействием, во время которого отвлекаться на поездки было кощунством. Возвращение из заграничного вояжа было запланировано под самую премьеру. Гончаров решает найти в театре ещё одну Липочку. Супруга худрука актриса Вера Жуковская, видя старания Гундаревой, попросила Гончарова попробовать молодую актрису. Тот удивился: «Куда мне такая Липочка?!», — намекая на объёмы сдобной фигуры актрисы, которую в театре прозвали «пухляш с веснушками». И всё же из любопытства Гончаров согласился посмотреть Наталью в роли героини Островского. И был потрясён. Никогда ранее он не видел актрисы, которая была бы с ним настолько «на одной волне». Недаром Гундарева позже скажет: «Мы с Андреем Александровичем — люди одного безумия».
Возвращение из-за границы к разбитому корыту
Собственно Маяковку, а Гундареву после училища брали сразу несколько московских театров, она выбрала из-за Гончарова, про которого ходила слава «учителя-мучителя». Репетиции мэтра не каждый актёр мог выдержать: голос на повышенных тонах, которым режиссёр озвучивал свои замечания, из зрительного зала был слышен на улице. Однажды актёры заметили, что во время наставлений Гончарова задрожала огромная старинная люстра. Впрочем, был в театре человек, на которого ему не было нужды повышать голос. Это Гундарева. Режиссёра она называла папой не из-за разницы в возрасте в 30 лет, а потому что считала: именно Гончаров «родил» её как актрису.
За десять дней до премьеры «Банкрота» Гончаров передал главную роль Липочки от Дорониной, которая в тот момент была за границей, начинающей актрисе Гундаревой. Вряд ли бы Доронина отправилась в Германию, зная, что ждёт её по возращении. Она ещё какое-то время продолжила служить в Маяковке, но ставка Гончарова на Гундареву была всё очевиднее. В итоге Доронина ушла во МХАТ, а фамилия Гундаревой блистала на афише Маяковки, где она играла Люську в «Беге», Катерину Львовну в «Леди Макбет Мценского уезда», Маргариту в «Жизни Клима Самгина», Глафиру Фирсовну в «Жертве века», Огневу в «Театральном романсе» и других ролях.
От простушки до императрицы
Гончаров давал добро Гундаревой сниматься в многочисленных фильмах, страшно при этом ревнуя её к кино. Но в этом и проявлялась его любовь к актрисе — в возможности дать реализовать ей все грани своего таланта. Никто из современных Гундаревой актрис не может похвастаться таким диапазоном ролей, как она: деревенская простушка («Вас ожидает гражданка Никанорова», императрица («Виват, гардемарины!»), судья («Личное дело судьи Ивановой»), опустившаяся пьяница, моющая туалеты на вокзале («Собачий пир»), мать-героиня («Однажды двадцать лет спустя»)…
О работоспособности Гундаревой ходили легенды: совмещать премьеры в театре и по несколько главных ролей в кино за год. И главное: качество этой работы. Для неё не было проходных ролей и репетиций. Выкладывалась на тысячу процентов. Близкие знали, что у неё скачет давление, что после спектакля ей порой приходилось вызывать скорую. Инсульт сбил активную и жизнерадостную Гундареву с ног. После этого удара по организму она так и не смогла оправиться, уйдя 20 лет назад в возрасте 56 лет.
Татьяна Доронина после ухода из Маяковки продолжала радовать своих поклонников. Она серьёзно занялась режиссурой, многие годы возглавляла МХАТ им. Горького. Ей было за 80, а она продолжала выходить на сцену, потрясая своей игрой. В сентябре народной артистке СССР исполнится 92 года.
Ни Гундарева, ни Доронина никогда в интервью не высказывались друг о друге. И если бы не откровения артистов Маяковки, которые наблюдали их соперничество за звание примы театра в «прямом эфире», никто бы не узнал, какие страсти кипели за кулисами.
Ради прощания с Гундаревой перекрыли Тверскую
О том, что у них дело дошло до «рукопашной», в видеоинтервью поделилась народная артистка России Татьяна Васильева. «С Наташей невозможно было работать в одном театре, поскольку это был театр для неё, — рассказала Васильева. — Когда они начали репетировать, Наташа дала по физиономии Татьяне Дорониной, была такая рукопашная. С этого момента она стала полновластной царицей в этом театре. Это были очень сильные женщины, одна из них должна была уйти». По другим рассказам, Гундарева схлестнулась с Дорониной из-за колких замечаний, которая та уже не первый раз отпускала в адрес молодой коллеги.
Своему учителю Гончарову Гундарева была верна до его смерти в 2001 году. И до своей смерти никогда ни разу не изменила Маяковке, где с ней в мае 2005-го прощались благодарные зрители.
Из-за людского потока к гробу Натальи Гундаревой, растянувшегося от Большой Никитской до Манежной площади, пришлось перекрыть Тверскую. Это было уважение зрителей к той, что посвятила себя театру всю и без остатка.
Лучшие роли Натальи Гундаревой
С начала 1970-х Наталья начала сниматься в кино, правда пока в эпизодических ролях. Первой заметной работой стала роль Ани Доброхотовой в картине «Сладкая женщина» (1976) Владимира Фетина. © www.globallookpress.com
Практически ни одна работа актрисы не оставалась незамеченной. Предложения от кинорежиссеров следовали одно за другим. «Осень» (1974). © www.globallookpress.com
В музыкальной комедии «Труффальдино из Бергамо» (1976) она сыграла роль Смеральдины, служанки в доме Панталоне.
В 1977 году согласно опросу журнала «Советский экран» ее признали лучшей актрисой. «Уходя — уходи» (1978). © РИА Новости
К концу 1970-х годов Гундарева стала одной из ведущих актрис театра Маяковского. «Вас ожидает гражданка Никанорова» (1978). © РИА Новости
1979-1984 годы становятся временем расцвета театральной и кинематографической карьеры актрисы. Роли того времени особенно полюбились зрителям. «Отпуск в сентябре» (1979) — Валерия.
«Осенний марафон» (1979) — Нина Бузыкина. © www.globallookpress.com
«Однажды, двадцать лет спустя» (1980) — Надя Круглова. © РИА Новости / Виктор Чернов
«Одиноким предоставляется общежитие» (1983) — Вера Николаевна Голубева.
С начала 1990-х актриса все меньше снималась и репетировала. «Аэлита, не приставай к мужчинам» (1988). © www.globallookpress.com
«Две стрелы. Детектив каменного века» (1989). © www.globallookpress.com
Последнюю роль Василисы Саввичны в сериале «Саломея» Наталья сыграла в 2001 году. Незадолго до этого она перенесла пластическую операцию, и зрители обратили внимание на сильно изменившийся облик Гундаревой.
Лучшие роли Натальи Гундаревой
С начала 1970-х Наталья начала сниматься в кино, правда пока в эпизодических ролях. Первой заметной работой стала роль Ани Доброхотовой в картине «Сладкая женщина» (1976) Владимира Фетина. © www.globallookpress.com
Практически ни одна работа актрисы не оставалась незамеченной. Предложения от кинорежиссеров следовали одно за другим. «Осень» (1974). © www.globallookpress.com
В музыкальной комедии «Труффальдино из Бергамо» (1976) она сыграла роль Смеральдины, служанки в доме Панталоне.
В 1977 году согласно опросу журнала «Советский экран» ее признали лучшей актрисой. «Уходя — уходи» (1978). © РИА Новости
К концу 1970-х годов Гундарева стала одной из ведущих актрис театра Маяковского. «Вас ожидает гражданка Никанорова» (1978). © РИА Новости
1979-1984 годы становятся временем расцвета театральной и кинематографической карьеры актрисы. Роли того времени особенно полюбились зрителям. «Отпуск в сентябре» (1979) — Валерия.
«Осенний марафон» (1979) — Нина Бузыкина. © www.globallookpress.com
«Однажды, двадцать лет спустя» (1980) — Надя Круглова. © РИА Новости / Виктор Чернов
«Одиноким предоставляется общежитие» (1983) — Вера Николаевна Голубева.
С начала 1990-х актриса все меньше снималась и репетировала. «Аэлита, не приставай к мужчинам» (1988). © www.globallookpress.com
«Две стрелы. Детектив каменного века» (1989). © www.globallookpress.com
Последнюю роль Василисы Саввичны в сериале «Саломея» Наталья сыграла в 2001 году. Незадолго до этого она перенесла пластическую операцию, и зрители обратили внимание на сильно изменившийся облик Гундаревой.