Культура

Чёрное лето. Небо над кинематографом померкло с уходом трех мастеров экрана

Содержание:

Трагическая череда утрат потрясла кинематографическое сообщество: за несколько недель страна потеряла сразу трёх выдающихся режиссёров. Их фильмы стали частью культурного кода нации, а внезапный уход ощущается как конец эпохи.

Вызов системе — за что боролся режиссёр

«Кара бросал вызов системе: добивался съёмок в космосе для фильма „Королёв “, открыто поддерживал Донбасс. Его упрямство стоило ему карьеры, но создало ауру мифа», — отмечает кинокритик Наталья Боброва.

Прощание с режиссёром, чьи «Пиры Валтасара» потрясли перестроечный СССР, состоится в ближайшие дни.

​«Воры в законе»: перестроечный триумф Юрия Кары

Кара создал одну из самых резонансных картин эпохи перестройки — криминальную драму «Воры в законе». Фильм, снятый по мотивам новелл Фазиля Искандера «Чегемская Кармен» и «Бармен Адгур», стал первым в СССР, откровенно показавшим мир организованной преступности и коррупции в советском обществе. Главные роли исполнили Анна Самохина (Рита), Валентин Гафт (криминальный авторитет Артур) и Владимир Стеклов (бармен Володя).

Ключевые факты

Прототип героя: образ Артура списан с реального вора в законе Юрия Лакобы, внука основателя абхазской милиции. Кара встречался с ним в СИЗО во время подготовки к съёмкам. А на роль Риты режиссёр искал актрису месяцами. Анна Самохина, чей дебют состоялся в «Узнике замка Иф», получила роль после фотопроб. Имя героини она выбрала сама — в честь сестры. Отметим, что власти Сухуми отказали Каре в локациях, узнав, что фильм основан на реальных криминальных событиях. Сцены снимали в Ялте: особняк Артура — местный ЗАГС, бар — пляж «Интуриста». Фильм разгромили за «любовь к мафиозной эстетике» и вручили антипремию «Три К» на фестивале «Золотой Дюк». Но в прокате он обогнал «Десять негритят» Говорухина.

За кадром

Гафт, игравший Артура, не умел обращаться с оружием — режиссёр учил его держать пистолет «увереннее». В сцене пытки утюгом гримёры приклеили актёру «ожог» из марли, а утюг дёргали за шнур для эффекта отлетания. После выхода фильма Гафта приглашали на криминальные «сходки», а Каре предлагали снять продолжение «про настоящую жизнь» воркутинских авторитетов.

Читать также:
На низком старте. В Москве начали обратный отсчет до «Интервидения»

Карьера Самохиной, ушедшей от нас в 2010 году, взлетела, а фильм стал символом эпохи «дикого капитализма». Для Кары это был смелый эксперимент, раскрывший тени советской системы — и предвестие его будущих битв за свободу творчества.

Юрий Мороз: прощание под аплодисменты

«Юра не снимал кино — он проживал каждую сцену. Помню, как на съёмках „Принцессы цирка “ сам выполнял трюки, чтобы объяснить каскадёрам нюансы», — поделился оператор Сергей Мачильский.

Покоится режиссёр рядом с первой женой, актрисой Мариной Левтовой — трагический символ воссоединения после разлуки. Левтова погибла в 2000 году. Вместе с дочерью Дарьей и другом Михаилом Рудяком каталась на снегоходе. Рудяк не справился с управлением и въехал в овраг. Дарья и Михаил получили травмы, но Марина сильно ужарилась головой. Ее успели госпитализировать, но вскоре артистка скончалась.

Александр Митта народное прощание с автором «Экипажа»

«Он научил нас, что кино — это полёт. Даже когда самолёт падает, как в „Экипаже “», — сказал Сукачёв. Митта ушёл после борьбы с раком почек. Врачи боролись за его жизнь с 1 июля. Но пневмония на фоне онкологии оказалась сильнее. Его наследие — классика кинематографа: первый советский фильм-катастрофа «Экипаж» (1979), где финал меняли из-за Брежнева; поэтичная сага «Гори, гори, моя звезда» с Ефремовым и Леоновым и, конечно, телехит «Граница. Таежный роман», получивший Госпремию в 2002 году.

«Он превращал историю в сказку, а сказку — в философию. Вспомните „Сказ про то, как царь Пётр арапа женил“ с Высоцким», — отметил на церемонии прощания актёр Алексей Петренко.

Статьи по Теме

Кнопка «Наверх»