«Бои местного значения». Как кино СССР показывало простых солдат
Содержание:
В СССР был снят большой проект, посвященный Великой Отечественной войне — пенталогия Юрия Озерова «Освобождение», которая показывала ход боевых действий и политическую обстановку в стране и мире с Курской битвы и до взятия Берлина. Огромный по тем временам бюджет — около 13 млн рублей, множество задействованной техники, восстановленные немецкие танки, привлечение воинских частей, специально пошитая форма помогли воссоздать обстановку на фронте и в высоких кабинетах. Эта эпопея остается актуальной до сих пор — никто даже близко не смог приблизиться к той тщательности, с которой Озеров и его соавторы сценария, писатели Юрий Бондарев и Оскар Курганов, подошли к созданию своего эпического полотна.
Но большинство советских фильмов о войне рассказывали всё же о том, как жили и воевали в то время обычные люди, а отдельные картины и вовсе были посвящены так называемым «боям местного значения» — они, разумеется, тоже были важны и приближали Победу, но их масштаб не сравним с масштабом Сталинградского сражения, битвы на Курской дуге или операции «Багратион».
«У твоего порога», 1962
Фильм Василия Ордынского, фронтовика, прошедшего всю войну и прослужившего после неё ещё три года. «У твоего порога» — это рассказ о зенитчиках, которые встречают немцев, рвущихся к каналу имени Москвы; они занимают позиции на развилке в районе Лобни, у домика, в котором живет женщина с тремя детьми. В фильме были использованы настоящие немецкие танки, а один из них — Танк PzKpfw 38(t) — сейчас находится в музее в Кубинке. Ордынский позже снял сериал «Хождение по мукам» и военную драму «Через Гоби и Хинган».
«Вызываем огонь на себя», 1964
В центре сюжета — судьба молодой девушки Ани (её играет Людмила Касаткина), которая оказалась на оккупированной территории и вступила в подпольную организацию. Действие картины занимает больше года, а заканчивается в сентябре 1943-го — после завершения Курской битвы советские войска наступают, и подпольщики должны любой ценой обеспечить уничтожение немецкого аэродрома в Брянской области. Телефильм основан на реальных событиях — вражеский аэродром возле поселка Сеща действительно был разбомблен советской авиацией.
«Горячий снег», 1972
Экранизация романа Юрия Бондарева, в котором речь идет об одном из важных эпизодов разгрома окруженной под Сталинградом армии Паулюса. После образования «котла» немцы создали ударный кулак из танковых соединений и начали наступление, чтобы прорвать оборону советских войск. На их пути встали бойцы противотанковых орудийных расчетов и стрелковый батальон, которые приняли неравный бой и погибли почти все — в живых остались лишь семеро человек, которых в финале награждает за мужество приведший подкрепление генерал Бессонов (его играет Георгий Жжёнов). В картине одну из первых главных ролей в своей карьере сыграл Николай Ерёменко-младший.
«В бой идут одни «старики», 1973
Самый, пожалуй, известный фильм Леонида Быкова, растащенный на цитаты («В ставке Гитлера все малахольные») и любимый зрителями. И хотя в картине о буднях летчиков истребительной эскадрильи боевые действия «на земле» упоминаются редко, но речь идет о событиях конца лета 1943 года, когда Красная армия после завершения Курской битвы и освобождения Белгорода и Харькова подошла к Днепру у Киева и готовилась освободить столицу советской Украины. Сам Быков сыграл роль командира «поющей» эскадрильи с позывным «Маэстро», а Алексей Смирнов (хулиган Федя из «Операции «Ы») снялся в этой картине в своей лучшей роли.
«Батальоны просят огня», 1984
Ещё один эпизод из осени 1943-го, когда советские войска форсировали Днепр. Фильм снят по повести Юрия Бондарева, сюжет которой тот использовал при написании сценария для второй части «Освобождения» («Прорыв»). В основе — реальный события на Букринском плацдарме, который был захвачен Красной армией в самом начале битвы за Киев. Но затем командование поменяло планы, главный удар был перенесен в другое место (и закончился успешно), а переправившиеся через реку батальоны должны продолжать бой без поддержки и подкреплений, чтобы противник продолжал считать этот плацдарм основным направлением. Главную роль исполнил Александр Збруев, а в ролях были заняты Олег Ефремов, Игорь Скляр, Александр Галибин и другие актеры.