Бэкингем навсегда. Актер Алексей Кузнецов остался верен театру
Содержание:
Фильм Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Д'Артаньян и три мушкетера», снятый 45 лет тому назад, по сию пору остается всенародно любимым. Пока критики морщились, считая ленту слишком легковесной, а фанаты Дюма гневались из-за слишком вольной трактовки сюжета, большинство зрителей раз и навсегда влюбились в четверку отважных героев.
Обольститель
Но не только тем, кто сыграл главных персонажей, достались лавры — практически все, кто попал в фильм даже в эпизоде, получили свою долю узнаваемости и популярности.
Режиссер не отошел от Дюма в оценке любовного треугольника — как и в оригинале, наш советский Бэкингем выглядел обольстительным красавчиком на фоне нашего советского короля Людовика. Что, в общем-то, и неудивительно — Алексей Кузнецов в амплуа героя-любовника выглядел куда мощнее Олега Табакова. Так что зрителю не нужно было доказывать, что Алиса Фрейндлих, то бишь Анна Австрийская, могла не устоять перед британцем.
Война и мир
Для актера Алексея Кузнецова театр всегда стоял на первом месте, и киноролей у него относительно немного. Но для того, чтобы запасть в душу зрителям, достаточно было одного Бэкингема.
Он родился в мае 1941 года в актерской семье. Отец ушел на фронт, мама пережила всю войну в столице, и юный Алеша знал, что такое бомбежки, с самых юных лет.
И об актерском ремесле на практике узнал рано — мама, когда ему было несколько месяцев, снималась в фильме, где нужен был грудной ребенок. Мать, актриса Ольга Ленская, пришла на съемки с маленьким Алешей, и он блестяще справился.
В жизни их семьи было много того, что похоже на киносюжет. Отец, потерявший на войне ногу, решил не обременять близких, ударившись в скитания. Но мать, не смирившаяся с этим, нашла и вернула его домой, вернула и веру в себя. И Кузнецов-старший продолжил работу на «Мосфильме».
От «Аттестата зрелости» до «Зеленого огонька»
Но Алексей в свой первый заметный фильм попал отнюдь не по блату. В школе на него наткнулся ассистент режиссера, искавший старших школьников на роли в картину «Аттестат зрелости». Кузнецов, по его воспоминаниям, произвел совсем не тот эффект, на который рассчитывал, читая «Анчар», но на роль его все-таки пригласили.
Алексей сыграл младшего брата главного героя — эту роль исполнял Василий Лановой. Пройдет еще некоторое время, и Лановой с Кузнецовым станут партнерами по Театру Вахтангова, где будут блистать несколько десятилетий.
К моменту окончания легендарной «Щуки» в копилке у Кузнецова было уже около восьми ролей. А первую всесоюзную славу ему принесла картина Виллена Азарова «Зеленый огонек».
Этот фильм, вышедший в одно время с «Я шагаю по Москве» Георгия Данелии, имеет схожее настроение. Легкая романтическая комедия, главными героями которой становятся молодой таксист, его пассажирка и ворчливый старый автомобиль, который озвучил Зиновий Гердт.
Режиссер в этом фильме поменял только имя — фамилия у главного героя, как и у актера, Кузнецов. Также под своей фамилией играла и партнерша Кузнецова Светлана Савёлова, которую прославила роль в фильме «Семь стариков и одна девушка».
Вокал и «Добрый человек из Сезуана»
После «Зеленого огонька» Кузнецов ворвался в ряды главных сердцеедов Советского Союза. Его стали приглашать на телевидение, где он ярко продемонстрировал свои вокальные данные.
Это так впечатлило руководство телевидения, что под Кузнецова хотели готовить отдельную музыкальную программу. Однако актер отказался, заявив, что его больше интересует работа в театре.
В «Щуке» Кузнецов учился на курсе Анны Орочко, и именно с этими студентами Юрий Любимов поставил спектакль «Добрый человек из Сезуана», ставший потом одной из визитных карточек Театра на Таганке. У Кузнецова была одна из ключевых ролей, но, в отличие от партнеров, он не оставил Театр Вахтангова.
Более благородный, чем в жизни
Попаданием в фильм о мушкетерах Алексей Кузнецов был обязан композитору Максиму Дунаевскому, с которым они были друзьями. Когда Юнгвальд-Хилькевич стал искать поющего Бэкингема, ибо хотел, чтобы дуэт с Анной Австрийской исполнялся без дубляжа, Дунаевский предложил ему Кузнецова.
Познакомившись с актером, режиссер не колебался — он своего герцога нашел.
К работе над образом Кузнецов подошел педантично, изучив всю доступную литературу по Бэкингему. Выяснилось, что герцог был падок на бриллианты и довольно груб. Пресловутое свидание с королевой больше напоминало попытку изнасилования, Бэкингем умудрился даже поранить Анну Австрийскую своими украшениями.
Понятно, что такой ужас в фильм включать не стали. Но Алисе Фрейндлих и так досталось — съемки сцены с герцогом проходили ночью в Дворце бракосочетаний города Львова. Характер у Алисы Бруновны железный — она отработала сцену без всяких капризов и жалоб на усталость.
Кузнецов признавался, что работалось ему легко — представление об образе Бэкингема у него и у режиссера совпадало.
Английские слова и акцент были придуманы самим актером, чтобы выделить своего героя на фоне французов.
А еще богатство Бэкингема должно было зафиксировать появление в кадре льва, взятого в цирке. Но перед съемками задуманной сцены дрессировщик оказался «не в форме», и решено было, что хватит и чернокожих слуг.
Работу над фильмом о приключениях мушкетеров Кузнецов вспоминал как праздник, но тем не менее остался верен театру.
До последнего он выходил на сцену и преподавал в училище. Как неистов был в любви Бэкингем, так же неистов в своей любви к актерскому ремеслу Алексей Глебович Кузнецов.