Культура

Агент Джей из «Людей в черном». Уилл Смит и спасенная им «Матрица»

Сейчас сложно представить голливудское кино без чернокожих актеров — они часто находятся на первом плане, играют главные роли, да и на престижные премии их выдвигают регулярно, особенно после скандала, который сопровождал в 2015 году «Слишком белый „Оскар“». Но в конце 1980-х все было иначе — американский кинематограф первого ряда был в основном именно белым, чернокожие артисты чаще всего играли комедийные роли второго плана, на тот же «Оскар» их номинировали от случая к случаю, а перерыв между номинациями мог составлять годы. Впрочем, ситуация менялась уже тогда, на коне был комик Эдди Мерфи, который вытянул на себе комедийные боевики «Сорок восемь часов» и «Полицейский из Беверли-Хиллз», Луис Госсетт-младший получил «Оскар» за роль второго плана в 1982-м, а Дензел Вашингтон — в 1989-м, так что у молодого актера Уилла Смита было к чему стремиться.

В кино через музыку

Путь Эдди Мерфи в кино известен достаточно широко — сначала он зарекомендовал себя как комик, мастер стендапа, и лишь затем ему дали первую роль. Уилл Смит в кино оказался после успеха в музыкальной индустрии, и весьма солидного. В 1985 году 17-летний Смит (он родился 25 сентября 1968 года) познакомился с 20-летним диджеем и звездой местных вечеринок Джеффри Таунсом; вскоре они начали выступать вместе под названием DJ Jazzy Jeff & the Fresh Prince, где вторая часть принадлежала как раз Смиту. Уже через год одна из звукозаписывающих компаний их родной Филадельфии выпустила диск этого хип-хоп-дуэта, затем они сумели попасть в общеамериканский хит-парад, а в 1989-м получили и «Грэмми» за лучшее рэп-исполнение года. Возможно, этот дуэт так бы и продолжал путь к вершинам мастерства, но как раз после «Грэмми» у Смита наступили сложные времена — он попал под арест по подозрению в нападении на своего промоутера (обвинения потом сняли), а налоговая служба США начала преследование молодого музыканта из-за неуплаты налогов.

Выходом из тупика стало участие в комедийном сериале «Принц из Беверли-Хиллз», в котором звезда хип-хопа фактически играл самого себя в вымышленных обстоятельствах — подростка из Филадельфии, который из-за проблем перебрался к родственникам в Лос-Анджелес, в район Бель-Эйр, и наводит там шороху. Сериал, что называется, оказался в кассу — он продержался в эфире канала NBC 6 сезонов, а Смиту принес пару номинаций на «Золотой глобус». Следует отметить, что оригинальное название ситкома отсылало к музыкальному псевдониму актера — The Fresh Prince of Bel-Air.

Чуть не испортил «Матрицу»

Сложно сказать, когда Уилл Смит перешел из разряда многообещающих актеров в ранг настоящей звезды. Чаще всего, конечно, называют «Плохих парней» — комедийный боевик 1995 года про пару полицейских из Майами, которые спасают свою карьеру. Напарником Смита был актер Мартин Лоуренс. Фильм действительно вышел удачным, он напоминал все бадди-муви восьмидесятых и начала девяностых, да и в прокате показал неплохой результат — при 19-миллионном бюджете сборы составили $141 млн. Смит в то время еще играл в сериале, хотя от музыки уже отошел — их пути с Джеффри Таунсом разошлись в 1994-м.

Но вообще в кино мало обратить на себя внимание — нужно еще и закрепить успех. У Смита получилось — в 1996-м вышел блокбастер Роланда Эммериха «День независимости», после которого он в одночасье начал претендовать на неформальный титул самого кассового актера. Правда, много позже Смит признал, что после работы с Эммерихом начал очень осторожно относиться к предлагаемым ему ролям. Он едва не отказался от участия в «Людях в черном» — и лишь в последний момент передумал и сыграл агента Джея. А вот с «Матрицей» Смит пролетел — ему предлагали сыграть Нео, но он не смог поверить в успех задумки тогдашних братьев Вачовски и отклонил их предложение. Лет через двадцать актер рассказал, что очень сожалеет об этом своем решении — но одновременно упомянул, что, возможно, «Матрица» с Киану Ривзом получилась лучше, чем была бы с ним.

Читать также:
Бестемье, бескультурье, лабуда. Поэт Михаил Шабров — о современных песнях

Бизнесмен от кино

Любопытно, что от «Матрицы» Смит отказался ради фантастического вестерна «Дикий, дикий Запад», который в прокате просто-напросто провалился. Правда, сам актер делал хорошую мину при плохой игре — в каждом интервью, где его спрашивали про этот фильм, он утверждал, что ни о чем не жалеет. Это, скорее всего, на самом деле так — он не жалел об этом проекте как о наглядном уроке ведения дел. И выводы Смит сделал вполне определенные — в будущем он подобных просчетов не допускал, а его фильмография пополнялась пусть и средними по качеству, но почти всегда кассовыми картинами. А еще он научился зарабатывать на своем участии в кассовых хитах.

Скромных актеров, которые превратились в настоящих зубров кинобизнеса, много. Сильвестр Сталлоне сумел выстроить серьезную империю, в основе которой лежали франшизы «Рокки» и «Рэмбо»; Арнольд Шварценеггер зарекомендовал себя не только как герой боевиков, но и успешный продюсер. Уилл Смит тоже быстро понял, что в кинематографе гонорар — не главное. За роль в «Плохих парнях» он получил $2 млн — фактически предел для чернокожего актера того времени. А уже спустя 8 лет его доход от сиквела этого боевика составил почти $75 млн, в которые вошли гонорар и процент от выручки фильма — она оказалась чуть ли не вдвое больше, чем у первой части ($273 млн). По той же схеме за байопик 2006 года «Погоня за счастьем» Смит получил около $70 млн, а за третью часть «Людей в черном» 2012-го — более $100 млн.

При этом он не замыкался, как тот же Сталлоне, внутри одних и тех же франшиз. Снимался Смит много и разнообразно — в его карьере была фантастика «Я, робот», «Хэнкок» и «Я — легенда», лирическая комедия «Правила съема: Метод Хитча», кинокомикс от DC «Отряд самоубийц», диснеевский «Аладдин». Даже странный проект «После нашей эры» М. Найта Шьямалана, в котором Смит снимался с сыном Джайденом, почти отбил вложенные в него деньги, хотя и подвергся разгромной критике. Ну а за «Короля Ричарда», байопик отца известных теннисисток сестер Уильямс, Смит наконец получил свой «Оскар» как лучший актер — после двух номинаций на этот приз.

А с помощью франшиз Уилл Смит умело поддерживал интерес к себе. Он участвовал во всех трех частях «Людей в черном» и «Плохих парней» не забывал — третий фильм серии вышел в 2020-м (и из-за ковида стал одним из кассовых лидеров года), а четвертый запланирован на 2024 год.

Статьи по Теме

Кнопка «Наверх»