Валерия Ланская: «Вне работы хочется тишины»
Валерия Ланская после большого перерыва вернулась в кино.
Она была любимой актрисой кинорежиссера Стаса Иванова, но после развода, что называется, с головой ушла в театр. Теперь же съемки идут полным ходом. При этом и театральный график очень плотный, и на ТВ актриса востребована. В интервью «МН» Валерия рассказала обо всем новом, что с ней происходит как в искусстве, так и в жизни.
— Валерия, как часто вы сейчас снимаетесь в кино? И чем была вызвана пауза?
— Да, потихонечку начала возвращаться в эту сферу. Сейчас разбираюсь с театральным графиком, чтобы освободить время для кино. Сыграла одну из ролей в очень интересном, легком проекте «Ландыши. Нежная любовь». Тот, кто уже видел фильм, — в восторге. Не снималась же из-за плотного театрального графика.
— Спектакль «Между двух миров» с вашим участием был номинирован на многие премии. Как вам работалось с Ниной Чусовой?
— Очень рада, что наш спектакль замечен профессионалами, но переживаю, что из-за декораций мы не сможем привезти его на некоторые площадки. «Между двух миров» — мой второй спектакль с Ниной Чусовой (первый — «Кабаре Терезин». — Ред.). Нина — профессионал с большой буквы и глубокий человек, которого я очень уважаю и всегда рада нашему сотрудничеству. У нас сложились теплые и добрые отношения, построенные на доверии и юморе. А вот в работе она очень требовательна и эмоциональна. Это и понятно, режиссер отвечает за всю постановку, за каждую деталь. Да, в процессе репетиции она может снять десять шкур, чтобы добиться желаемого, но это оправданно, потому что приводит к отличному результату!
— А как вы попали в спектакль Сергея Безрукова «Высоцкий. Рождение легенды»? Сложно ли петь Высоцкого?
— Уже несколько лет я не служу в Губернском театре, но тогда была задействована в спектакле «Высоцкий. Рождение легенды». В первом отделении я играла маму Владимира Семеновича, а во второй части, где был концерт, от своего имени исполняла несколько песен. Очень приятно и трогательно иметь возможность прикоснуться к истории жизни такого человека.
Биографию и творческий путь Высоцкого я знала задолго до этой постановки: знаю с детства его песни, очень люблю фильмы с его участием. Также я много лет знакома с Никитой Владимировичем, неоднократно ездила на фестиваль «Своя колея», посвященный его отцу. И по сей день в своих авторских программах почти всегда исполняю песни Высоцкого. Мне хочется, чтобы эти тексты и музыка не забылись, чтобы молодое поколение знало его безумно глубокое творчество.
«БЕРЕЧЬ ГОЛОС НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ»
— Как проходит ваш день перед музыкальным спектаклем? Вы репетируете?
— В театр я всегда приезжаю заранее, чтобы успеть собраться и порепетировать. Важно отстроить звук, микрофон, что-то исполнить под аккомпанемент оркестра. Подробный саундчек проходит и в драматических театрах, и в музыкальных. За небольшим отличием. Но то, какой сегодня вечером спектакль, на распорядок моего дня не влияет.
В будни я сначала везу сына в школу, после отправляюсь в институт (Валерия ведет в ГИТИСе курс музыкального театра. — Ред.), на съемку или репетицию. В выходные часто бывает по две постановки за вечер, так что отвожу Артемия на занятия, а потом еду в театр. В ближайшие несколько месяцев у меня не предвидится ни одного выходного. Ценю такую востребованность, счастлива, что зритель хочет меня видеть, а коллеги рады со мной работать. В нашей профессии нельзя останавливаться: стоит выпасть ненадолго, как твое место займут другие. Поэтому работаем.
— Расскажите, пожалуйста, о своих педагогах по вокалу?
— С самого детства я хотела петь и играть главные роли в музыкальных спектаклях. Первое время меня чаще приглашали не за вокальные способности, а за танцевальные. Я соглашалась, но расстраивалась, потому что хотела большего. Стала брать дополнительные уроки пения. Но педагог сказал, что у меня дискоординация слуха и голоса и лучше продолжить танцевать. Это так сильно меня подкосило, что в свои 11-12 лет я перестала петь даже в хоре. Молча открывала рот, боялась испортить песню. И лишь спустя несколько лет решила вновь вернуться к вокалу. Но занималась дома одна, без учителей. Записывала себя на диктофон, делала работу над ошибками. Это были песни Ларисы Долиной, Мэрайи Кэри, Селин Дион, Уитни Хьюстон. К тому моменту я поступила в театральный институт, и там у педагогов уже не было претензий к моим вокальным данным. У меня всегда были сольные музыкальные партии, я пела в спектаклях, на экзаменах. Это стало вселять уверенность. А потом меня пригласили сначала в Театр Луны, а потом и в театр Алексея Рыбникова, где я сразу начала готовиться к премьере новой «Юноны и Авось». В период репетиций у меня было 4-5 занятий с Жанной Рождественской, которые дали мне больше, чем все предыдущие учителя. Ну и отдельная благодарность Татьяне Солнышкиной из Театра оперетты, которая во время подготовки к мюзиклу «Граф Монте Кристо» давала мне очень верные замечания по дыханию и вокалу.
— Как вы бережете свой голос?
— Беречь голос с моей профессией не получается, разве что я стараюсь защищать горло от ветра и холода. Но с другой стороны, связки, как и любые другие мышцы, должны всегда быть в тонусе. После любого перерыва, чтобы вновь зазвучать, приходится заниматься еще больше. А вот когда спектакли каждый день, такой проблемы нет и все дается легче.
«В ТЕАТРЕ ОПЕРЕТТЫ ПЕРЕХВАТЫВАЕТ ДЫХАНИЕ»
— Есть ли в вашем репертуаре литературные, поэтические композиции?
— Когда я училась в институте имени Бориса Щукина, моим педагогом по художественному слову был Василий Семенович Лановой. И мы с ним придумали проект, где рассказывается история Марины Цветаевой и Александра Блока. Использовали ее стихи и письма с рассказами о том, как она с дочкой ходила на его творческие вечера и как хочет привить малышке любовь к Блоку. Переплели это с поэзией о революции, о побеге, о поиске мужа Сергея Эфрона… Сколько лет прошло, а я до сих пор со слезами на глазах читаю эти строки! Еще на творческих вечерах периодически звучат стихи Александра Сергеевича Пушкина. А в остальном я пою и общаюсь с залом.
— Вы работаете в разных театрах. Есть ли у вас любимые площадки, где вы чувствуете вдохновение?
— Мне важнее материал, с которым предстоит работать, а не само место. Например, мы много путешествуем со спектаклем «Карамазовы», и даже в самом простом ДК, где нет суперзвука и суперсвета, спектакль пройдет на ура, если ты честен и искренен. Зритель это чувствует и в конце аплодирует стоя.
А самая любимая площадка — Театр оперетты, где идут дорогие сердцу спектакли. Когда я выхожу в роли Анны Карениной на сцену и вижу эту огромную люстру, нависающую над залом, у меня перехватывает дыхание. В то же время я обожаю и камерные площадки. Когда зритель в шаге от тебя, как на спектакле «Женское счастье», в этом своя прелесть. Очень интересный опыт и для артиста, и для публики.
— Какую музыку слушаете в свободное время?
— Я чаще слушаю аудиокниги: времени на чтение мало, поэтому включаю в машине записи, когда еду по делам. А вот от музыки вне работы, наоборот, хочется отдохнуть и побыть в тишине. Разве что иногда фоном звучит «кафешный» джаз…
— Что вас вдохновляет?
— Вдохновляют впечатления, поездки в новые места, отпуск, во время которого ты можешь соскучиться по работе, квартира и мой загородный дом, куда я могу приехать на несколько часов, чтобы перезарядиться.
— А есть какое-то любимое место, так называемое место силы?
— Место силы — как раз мой загородный дом. Когда есть хотя бы полдня, уезжаю на дачу, чтобы подышать свежим воздухом и набраться сил… Путешествую в основном я с гастролями. Благодаря своей работе побывала во всех уголках нашей страны и многих других государств. Очень люблю Крым, над моей кроватью висит картина, где изображена гора Аю-Даг. Вот еще одно мое место силы!