С чистого листа. Елена Лядова стала дочери Цыганова почти матерью
18 февраля в кинотеатре «Иллюзион» состоится премьера фильма «Чистый лист», после которой зрители смогут обсудить увиденное вместе с тремя главными актрисами. А 20 февраля лента выйдет в ограниченный российский прокат.
Почему в ограниченный, совсем не понятно. Фильм явно заслуживает большего. Хоть и является дебютом в «полном метре» Полины Кондратьевой.
Полина училась во ВГИКе у Александра и Владимира Коттов. И, судя по результатам, выучилась на отлично. В прошлом году на фестивале «Короче» лента «Чистый лист» получила Гран-при как лучший дебютный полнометражный фильм, а актриса Зинаида Ястржембская отмечена за актерский дебют.
До этого Полина Кондратьева набила руку на короткометражках, причем пару («Правила первого секса» и «Спокойная ночь») сняла еще студенткой. Потом были «Степень вины» и «Малая». И вот — полнометражная работа, которая успела зацепить критиков и пока еще немногих зрителей.
Боль, отчаяние, конфликт отцов и детей
История эмоциональная. Непростая. Но нужная. Потому что про настоящих людей и человечность, которой сегодня в обществе отчаянно не хватает.
Две неполных семьи соседствуют в подъезде: овдовевший мужчина (Дмитрий Куличков) с 17-летней дочерью Ритой (Полина Цыганова) и одинокая учительница Татьяна Николаевна (Елена Лядова) с прикованной к инвалидному креслу, не говорящей, но уже взрослой дочкой Сашей (Зинаида Ястржембская).
Конфликт отцов и детей, здесь, впрочем, только в одной семье. У Татьяны Николаевны с Сашей — совместная борьба за выживание, за то, чтобы девушка если не встала на ноги, то хотя бы что-то начала говорить. Тут — скорее боль и отчаяние.
Рита же конфликтует и дома с отцом (хоть и не очень явно), и в колледже — в том самом, где преподает Татьяна Николаевна, или Танк, как зовут ее за глаза девчонки.
Учиться она не хочет. Так, иногда заходит в колледж. Скорее по привычке. Чтобы с подружками потусоваться. Папа думает, что Рита хорошо сдаст экзамены и поступит в мединститут. Но ей это не нужно. Алкоголь и другие запрещенные средства кажутся куда более интересными. Да и времяпрепровождение в колледже скучнее, чем в клубе.
Словом, терпеть дальше горе-ученицу директор не желает. Рита отчислена. И умоляет Татьяну Николаевну не говорить об этом отцу.
Но что делать дальше?
Соединение двух семей в одну было бы банальным
Вариант подбрасывает сама жизнь. В лице все той же Татьяны Николаевны. Однажды ее и Сашу кинула очередная сиделка. Чтобы найти новую, нужно время. А занятия в колледже никто не отменял…
На выручку приходит лишь на первый взгляд непутевая и весьма ершистая Рита. Когда мама тяжело заболела, именно Рита за ней ухаживала. Так что, многое знает и умеет. А еще она стихи пишет. Хотя ее образ жизни, кажется, совсем не вяжется с ранимой душой.
В картине нет спецэффектов и компьютерной графики, нет дорогих интерьеров и шикарных костюмов. Съемки проходили в Ярославле — в той неисторической его части, которая похожа на многие другие города. В кадре, в основном, обычный подъезд, обычные квартиры. И такие же дворы.
Картинка — не главное. Главное — отношения, которые складываются у Татьяны Николаевны и Риты (практически от ненависти до любви), у Саши и Риты, которые становятся ближе, чем иногда — родные сестры… И все трое превращаются в настоящую семью, где каждый заботится друг о друге. Однажды Татьяна Николаевна даже признается Рите, что чувствует себя ее матерью. Но…
Нет! Соединение двух семей в одну здесь было бы банальным. И ненужным.
Влюбленность, опасность, ответственность — все это подстерегает Риту на пути к чему-то очень важному в ее жизни. И финал обнадеживает.
Трио главных героинь впечатляет не на шутку (Риту, говорят, нашли не сразу). Как они так спелись? Да еще с совсем молодым режиссером! Магия кино сработала, не иначе.
Кажется, что в кресле больной ребенок, а не актриса
Тяжелее всех пришлось, конечно, Зинаиде Ястржембской. Она не просто все время сидит в инвалидной коляске и молчит (в арсенале — одни эмоции, которые можно выразить только глазами). Зина должна была сыграть девушку с ДЦП, с соответствующими руками. Честное слово, у меня до конца фильма было ощущение, что пригласили действительно больного ребенка. Веришь стопроцентно.
Полина Цыганова (а ей в марте исполнится лишь 20) — не новичок в кино. И какая уже взрослая! Хочется рукоплескать ей, родителям (Евгению Цыганову и Ирине Леоновой). Дай Бог, чтобы ничто не помешало Полине вырасти в большую актрису. К слову, у нее низкий и очень красивый голос. И в фильме она еще замечательно поет.
Про Елену Лядову можно много слов не говорить — ее заслуги в кинематографе отмечены не однажды, в том числе на последней церемонии премии «Золотой Орел» (за картину Алексея Германа-мл. «Воздух»). Но… у актрисы нет своих детей. И прочувствовать, каково это — быть и одинокой, и матерью безнадежно больного ребенка, она могла только на площадке. У Елены получилось прожить месяц съемок с Зиной и Полиной как с родными.
Сердце щемит. На редкость правдивая история получилась. Трогательная. Светлая. И дающая надежду, в том числе на то, что кто-то хоть иногда будет снимать вот такое кино. Без больших денег, громкого пиара и всего прочего, что часто затмевает главное.