Певица Натали: «Учусь жить по-новому…»
Полтора года назад исполнительница хитов «Ветер с моря дул», «Боже, какой мужчина!» и многих других пережила трагедию: ушел из жизни ее муж и продюсер Александр Рудин. О «новой жизни без него» артистка рассказала «МН».
«КАЗАЛОСЬ, НИЧЕГО ЗДЕСЬ УЖЕ НЕ ДЕРЖИТ»
— Наталья, как живете сейчас, как себя чувствуете?
— Сложный вопрос. Я ведь потеряла не только мужа и близкого человека, с которым мы прожили вместе 32 года. Был прекрасный союз: и личный, и творческий. Многое было завязано на Саше. Я даже, честно говоря, без него ни разу на гастроли не ездила. Не умею даже выстраивать путь по своим поездкам, никогда этим не занималась. Теперь приходится многое делать самой. Поставила себе главную задачу — сохранять и распределять энергию между работой и детьми. Все-таки у меня трое мальчишек, сложный возраст — 22 года, 14 и 7 лет. Старший только входит во взрослую жизнь, средний — подросток, а младший в первый класс пошел.
— Кто вам помогает в бытовом смысле?
— Помогают родные — мама, сестра. Дети вдохновляют, как и всегда, и силы дают для моей деятельности. Стараемся поддерживать друг друга в такой ситуации.
— Ну а что помогает оставаться оптимистом?
— В моем случае это сейчас самая настоящая терапия, прописанная специалистами. Питание, режим, зарядка… Я, может быть, и выжила потому, что зарядку каждый день выполняю. Что бы ни случилось, зарядку и контрастный душ не пропускала. Конечно, я находилась в полудепрессивном состоянии, можно сказать, не в этом мире. Казалось, ничто меня здесь уже не держит. С помощью терапии выкарабкиваюсь. Работаешь над собой, стараешься находить радость везде, в каждой минуте бытия. Я специально их — простые радости — ищу, это моя собственная терапия.
— Что посоветуете людям, которые теряют близких? Как заставить себя просыпаться по утрам?
— Сложно дать совет. Все люди разные, с разными задачами, в разные периоды жизни проходят через этот горький опыт. Для кого-то важно хотя бы просто встать утром, чайку попить. Забота о себе важна. Кто-то в работу уходит. Кому-то, наоборот, нужны тишина и побыть в этом пространстве. Универсальный способ, наверное, заключается в том, чтобы слушать сердце и доверять судьбе, она обязательно выведет на что-то. На что именно, я не знаю. Потому что и сама впервые в жизни столкнулась с таким. Как говорят психологи, надо жить сегодняшним днем. Если в сегодняшнем дне будет все хорошо, то будущее само выстроится.
А вообще психолог мне посоветовал хоопонопоно. Это древняя гавайская практика — пропевание определенного звукового ряда. По мнению специалистов, подобные вибрации помогают исцелиться, отпустить прошлое и сделать шаг в будущее. Я взяла методику за основу и написала песню. Сняли клип. Так что тоже могу предложить людям как способ выхода из таких ситуаций.
«МАМА, НЕ ПОЙ»
— Многие, пережив потерю, сталкиваются с чувством вины. Как с ним справляться?
— Эту эмоцию надо сразу гнать. Важно помнить: все, что ты делаешь, это всегда максимально правильно в данных обстоятельствах. Какой бы шаг мы ни делали, он для чего-то нужен. Часто бывает, что только спустя время понимаешь, для чего именно. Когда будет достаточно сил, ты сделаешь по-другому. Но на самом деле и сегодняшний шаг тебя защищает. В нас есть встроенная схема — сберечь важное в себе, свет, который дан свыше. И опыт души получить. А вина вообще ни при чем, это чувство не нужно человеку. Об этом нужно помнить.
— С концертами продолжаете выступать?
— За все время отменила только один концерт — в день похорон. По остальным сочла, что не имею права подводить организаторов выступлений. Я ведь всегда работаю по приглашению, концертный директор у меня один и тот же с 1998 года. И вы знаете, спазма голосового не произошло (на концертах сразу после похорон). Для зрителей, полагаю, ничего не изменилось в моем творчестве. Те же песни, то же настроение.
Песне «Черепашка» уже много лет, а она снова прогремела благодаря «тиктокам» и соцсетям. Меня это иногда и в ужас повергает, и в шок. Но чаще принимаю как есть, даже спрашиваю на концертах: «Я так до 90 лет и буду «Черепашку» петь?» Зал хором откликается: «Ага!»
И песня «Николай», записанная как дуэт с Басковым, получила смешное развитие. Кто-то разглядел на пятитысячной купюре памятник русскому дипломату и генерал-губернатору Дальнего Востока Николаю Николаевичу Муравьеву-Амурскому и связал это с песней.
Ранее зрители шутили: мол, «Натали, вы исполнили песню «Боже, какой мужчина!» — и рождаемость в России повысилась. Напишите, пожалуйста, про деньги, чтобы мы все разбогатели». И вот теперь в связи с изображением Николая на купюре люди шутят, будто в песне «Николай» и заложен как раз «денежный смысл»: ее надо слушать чаще, тогда будешь богат.
— Сыновья музыкой увлекаются?
— Я их к музыке не тянула никогда. Более того, они все трое до пяти лет просили меня: «Мама, не пой». Им хотелось, чтобы я дома только мамой была. Поэтому у нас никогда не было культа ни меня, ни музыки. При них не репетирую, не пою. И они сами выбирают свои направления развития, то, что им близко. Хотя средний сын — 14-летний Анатолий — в прошлом году стал учиться играть на электрогитаре, ему нравится. А старший Арсений — компьютерный дизайнер.
«НОСТАЛЬГИЯ» — СЛАДКОЕ СЛОВО»
— Вы красивая, стройная. Что помогает оставаться в форме?
— Пока я пою «Черепашку», из образа девчонки выйти не могу. Хотя ничего специально для этого не делаю. Но, видимо, песни призывают к ответственности, держат в форме. Питаюсь дважды в день, утром и вечером, без обеда. Раньше пропагандировала, что хорошо бы питаться почаще маленькими порциями. Но сейчас пришла к тому, что надо наесться на завтрак и на ужин. Так получается, что меняю привычки.
— Сейчас вернулась мода на музыку 90-х. Ощущаете на себе?
— Мой первый хит случился в 1998-м. И меня почему-то теперь называют легендой 90-х. «Ностальгия» — слово такое сладкое, любимое. Сейчас тем более. У людей многое рушится и меняется, а 90-е вспоминаются как доброе время. Музыка была мелодичной и волнующей, хочется окунуться туда. Это как сеанс медитации.
— Многие артисты жалуются, что в шоу-бизнесе процветают зависть, интриги, сплетни, скандалы. Вы сталкивались?
— Зависть, я думаю, процветает у балерин. У артистов нет такого. Я, по крайней мере, не ощущала. У исполнителя сложный путь, он связан и с количеством времени, и с дисциплиной: доехать, долететь, свое творчество донести до аудитории. Ради получасового выступления, бывает, нужно вынести 12 часов дороги или вообще двое суток. А те же съемки клипа, например, могут длиться сутки, включая ночь. Потом на артиста работает команда. То есть творческий образ создается большим коллективом людей. И тут даже зависть другая, деятельная: хочется или повторить за коллегой, или сделать лучше. Допустим, я благодарна певице Нюше, я просто балдела от строк ее песни: «Я хочу лететь еще выше, чтоб не задеть города крыши». И в «О Боже, какой мужчина!» я сама попробовала этот стихотворно-ритмический ход тоже использовать. Нюша, получается, меня вдохновила. Вот такую зависть я понимаю!
— Но некоторые звезды 90-х жалуются: мол, «меня на сцену Пугачева не пускала из зависти».
— Если такое и существовало, то, может быть, в советское время? А мой путь на сцене начался позже, в конце 90-х. И меня никто не зажимал. Мне в принципе повезло, что мой талант муж Саша рассмотрел и занялся им: продвигал, поддерживал во всем. Я, в свою очередь, понимаю, что с одним талантом до вершин не дойти, нужно еще и «управление проектом». В моем случае это делал Саша…
— О чем вы мечтаете? Допускаете ли, что выйдете замуж еще раз?
— Я сейчас вообще не мечтаю. Выстраиваю себя новую, похоронив ту, которая жила совсем другой жизнью. Единственная на сегодня задача — восстановиться и опять стать душевно теплой, открытой… Если получится восстановление и, как говорится, Создатель даст новые чувства, то уже буду следовать им. Дала себе обещание учиться жить по-новому в своей новой жизни. Верю, что получится. А Саша, конечно, в моем сердце навсегда…