«Женитьба» состоялась. В Театре Моссовета поставили пьесу Николая Гоголя
На хрестоматийную пьесу Николая нашего Гоголя «замахнулись» в Театре Моссовета: на Основной сцене в минувшие выходные состоялась премьера «Женитьбы» в постановке художественного руководителя театра Евгения Марчелли.
Женитьба, как известно, не состоялась. И уже который век мы ломаем головы, какие мотивы побудили героев совершить поступки, приведшие к известной развязке. Режиссёр не претендует на то, чтобы дать однозначный ответ, а предлагает зрителям вместе разобраться в этом, как сказано у Гоголя, «совершенно невероятном событии в двух действиях».
Невеста — приложение к приданному
«Не успели убрать, что ли?»- удивляются в зале, когда после третьего звонка на сцене замечают работающий робот-пылесос. Но нет, появляются действующие лица — возлежащий на шезлонге в неглиже надворный советник Подколесин, слуга Степан с френч-прессом на сервировочном столике, а робот всё продолжает своё «грязное» дело. Детали быта как бы намекали, что всё это могло произойти и в наше время. И правда: за какие-то 2,5 часа у современных зрителей удалось вызвать весь спектр эмоций — заинтриговать, рассмешить, огорчить, удивить и посочувствовать.
Кто не помнит со школьной скамьи знакомый сюжет: выставленную, как лот на продажу, купеческую дочь Агафью Тихоновну, заварившую всю кашу со сватовством Феклу Ивановну, надворного советника Подколесина, сиганувшего от своего счастья в окно.
Актёрские работы впечатляют, у каждого образа своя изюминка. Неожиданная в восторженном жизнелюбии, вся в белом Агафья Тихоновна, чем-то напоминающая юную Наташу Ростову (актриса Ника Здорик) . Заслуженный артист России Валерий Яременко в роли Кочкарева, своей энергетикой сдвигающий даже такого «Обломова», как Подколесин. И сам герой, отстранённый, плывущий по течению человек, скованный страхом сделать шаг навстречу своему чувству (заслуженный артист России Александр Яцко). Вспоминается Лукашин из «Иронии судьбы»: " Как представлю, что она будет все время мелькать у меня перед глазами…«
Все они, и Анучкин (Роман Кириллов), и Жевакин (Андрей Рапопорт), и человек необъятных размеров по фамилии Яичница (заслуженный артист России Сергей Виноградов), и заика Пантелеев (Андрей Смирнов) не прочь завладеть каменным домом с надворными постройками, а невесту рассматривают как бесплатное приложение.
Режиссёр пытается задать аудитории вечные вопросы, задуматься над тем, что ничего смешного здесь, по сути, нет, а есть обычные люди, загнанные в рамки общественных устоев и страдающие от несовершенства надуманных правил. А женитьба, по сути, сделка — слово, ставшее столь часто употребительным сегодня, хотя и в другой области. Но когда в отношениях мужчины и женщины есть место всему, кроме главного — любви, то уж лучше, наверное, в окно…
Фоторобот жениха
Напомним: когда-то, в 1842-м году, «Женитьбу» проводили со сцены единодушным шиканьем — все ждали свадьбу, а получили, что получили. Нынче в зале звучали аплодисменты не только в финале, но часто и по ходу действия, особенно когда прослеживались аналогии с сегодняшним днём. К примеру, отставной офицер Анучкин возмущается, что невеста не знает по-французски. На что сваха Фекла Ивановна, в блестящем исполнении народной артистки России Ольги Остроумовой, с напором отвечает: «Что ж тут худого? Понятливее по-русски, потому и говорит по-русски. А кабы умела по-басурмански, то тебе же хуже — и сам бы не понял ничего».
Гоголевские герои давно превратились в нарицательных персонажей, их фразы стали крылатыми. Кто не помнит, как невеста составляет «фоторобот» идеального жениха: «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича…» и так далее по тексту. Кстати, за бережное отношение к авторскому слову Евгению Жозефовичу отдельный респект.
В завершающей мизансцене под пронзительную песню хора Московского театра мюзикла в стилизованных русских костюмах в зрительном зале появляется зеркальное отражение самой невесты — девушка в кокошнике, как сама судьба, доводя бытовую историю до общечеловеческих обобщений, осознания обреченности женской доли, лишённой любви и счастья. Вот и девушка рядом со мной весь вечер громко смеялась, а под конец вытирала глаза от слёз.
Следующие спектакли запланированы на 10 и 24 мая в 19.00.