Культура

5000 бриллиантов в серебре. Как «выращивают» бабочку для новой кинопремии

Содержание:

На данный момент 16 стран представили для участия в премии 31 картину (в этом году можно было прислать по три), которые созданы в апреле 2024 — апреле 2025-го и говорят на понятном всем языке добра, человечности, справедливости. Это кино про смыслы, о которых в мире стали забывать.

27 ноября 12 «Бриллиантовых бабочек» будут вручены в 12 номинациях. Первую бабочку Никита Михалков показал на презентации кинопремии в апреле 2025-го в своей «Мастерской „12“». Статуэтка тогда произвела настоящий фурор! Фантастическую бабочку придумал художник Юрий Купер, а изготовили вручную (!) костромские ювелиры.

Статуэтка весом 820 граммов выполнена из серебра 925 пробы, в каждой — около 5000 бриллиантов — количество варьируется, благодаря чему каждая бабочка уникальна. Стоимость её — 3 млн рублей. Журналист aif.ru побывала в производственных цехах костромской компании CRYSTALIT LAB, где «вылупляется» бриллиантовая бабочка.

«Тут усы, а крылья ещё в работе»

Процесс превращения эскиза в осязаемый роскошный предмет — многоступенчатый и сложный. Компьютерное проектирование макета, изготовление 3D-модели: в специальном принтере бабочка растет восемь часов — получается бело-розовая восковая фигура, которая затем разбирается на части — «отрываются» усики, крылышки, тельце… Эх! А такая «зефирная» бабочка была!

Параллельно изготавливается подиум с кинопленкой. Каждая часть статуэтки «растет» отдельно. Дальше, чтобы удалить следы от восковых поддержек, детали опускаются в спиртовую ванну с ультразвуком.

«Части бабочки обрабатываются вручную и потом собираются. Это лента. Потом будем растить подиум. Тут усы бабочки. А крылья еще в работе», — комментирует директор производства Эльдар Гисматулин.

Следующий этап — литьё. «Восковая модель помещается в опоку (металлический цилиндр) и заливается огнеупорным гипсом, — подключается технический директор производства Дмитрий Скворцов. — Застывая, он образует плотную форму. Опока нагревается в печи (осторожно, горячо!), воск выплавляется через специальные каналы, и в гипсе остается полость в форме бабочки. В эту разогретую форму под давлением или на центрифуге заливают расплавленное серебро. После остывания гипсовую форму разбивают. И извлекают все металлические части».

Эффект «бриллиантовой мостовой»

По начальным этапам в цехах с печами и корытами невозможно догадаться, что здесь рождается Красота.

Другое дело — второй корпус, режимный объект! Здесь трудятся ювелиры, чьи столы буквально усыпаны бриллиантами. Допуск к этой работе имеют только те, кто не меньше 10 лет проработал на станках. В разговоре, кстати, выяснилось, что один мастер, который сегодня работает с драгоценными камнями, по диплому строитель, а второй был автомехаником. Такая она, Кострома! Практически весь город и окрестности связаны с ювелирным производством. И убежать от него, видимо, мало кому удается.

Читать также:
Первый «ужастик» в СССР. Существует ли «проклятие фильма “Вий”»?

До закрепки бриллиантов бабочка проходит еще несколько этапов. Обрезать литники и лишний металл, каждую часть бабочки обработать разными инструментами, придать окончательную форму, выровнять поверхности. Дальше — работа под микроскопом, зачистка посадочных мест под камешки (напомним, их в каждой бабочке 4800!), тщательная обработка модели. Только после этого — сборка статуэтки путем пайки.

Геммологи тщательно отбирают камни, чтобы потом их закрепили методом паве (множество мелких камней укладываются близко друг к другу для создания эффекта «бриллиантовой мостовой»). Инкрустирование — очень трудный процесс, требующий опыта, максимальной концентрации внимания. Мастера закрепляют каждый камешек, работая под лампой и микроскопом.

Много яда и чёрный клиар

Наконец, финальная стадия. Статуэтку помещают в галтовочную машину с абразивными материалами и моющими средствами. Чтобы удалить мельчайшие царапины и придать бабочке блеск, все полируется специальной пастой на войлочных и матерчатых кругах. Окончательная чистка в ультразвуковой ванне и в паровой машине — чтобы смыть мельчайшие следы паст, масел, пыли. Затем гальванирование в ванне — покрытие раствором родия слоем в несколько микрон. Бабочка становится зеркально-белой и приобретает защиту от окисления.

«Процесс гальваники считается химически опасным — выделяется много яда, который лучше не вдыхать, так что в этот цех не пойдём», — предупреждает директор производства.

Кинопленка и подставка под бабочку обрабатываются черным клиаром (керамическое покрытие). Каждая буква на киноплёнке зачищается добела, дополнительно — вручную, щеточкой. Локально нанесенный родий так же защитит буквы от внешних воздействий, придаст им белый цвет и блеск.

Именные таблички для победителей будут изготовлены и прикреплены к основе статуэтки. Вместе с бабочкой каждый лауреат получит геммологический сертификат.

За камешки никто не пострадал

Да, для изготовления бабочки используются выращенные бриллианты. Но «ни по физическим, ни по химическим свойствам они неотличимы от ограненных природных алмазов, — заверяет гендиректор компании Леонид Бонецкий. — Это касается долговечности, блеска, твердости по шкале Мооса… Разница только в том, как камень создан — природой под высоким давлением в глубине земной коры или человеком в лаборатории. Второй процесс экологичный — за камешки никто не страдает. Отчасти поэтому выращенные бриллианты — в тренде. Что немаловажно — они значительно дешевле. При этом очень высокого качества».

Производство бриллиантовой бабочки длится четыре месяца. Но зарождение ее происходило нелегко. Не все получалось с первого раза, гладко. Необходимо было и технологии разрабатывать, и многочисленные тесты проводить. Всех секретов на производстве не раскрывают. Но ровно через две недели — 27 ноября — 12 «бриллиантовых» красавиц выпорхнут на сцену. Это уже точно!

Статьи по Теме

Кнопка «Наверх»